Главная страница

Русская православная церковь в изгнании :

Русская революция 1917 года принесла ряд больших потрясений как в политическую, так и в религиозную жизнь бывшей империи. Натиск большевиков на Русскую Православную Церковь, которая до тех пор вела достаточно безоблачное существование, повлек значительное расстройство в ее организационной жизни. Для лучшего функционирования епархий в новых политических условиях, 20 ноября 1920 года, Патриарх Тихон указом №362 разрешил образовать в регионах Высшие Церковные Управления. Их задачей было самостоятельно проводить епархиальную жизнь в условиях оторванности от центра. Одно из таких управлений было образовано на юго-западе страны с центром в Ставрополе. Его возглавил архиепископ Донской Митрофан, а позже митрополит Антоний (Храповицкий). В начале Управление объединяло достаточно большую часть епархий, но с наступлением Красной Армии, он вместе с белогвардейцами был вытеснен на Крымский полуостров.

Во время гражданской войны значительная часть населения эмигрировала за границу. Вместе с ними свои кафедры оставили 34 архиерея Русской Церкви.

В 1920 году пять архиереев, находясь в Стамбуле, обратились к местоблюстителю патриаршего Константинопольского престола митрополиту Дорофею с просьбой поддержать образование церковного органа для пастырской опеки над русскими эмигрантами. Для этого было разработано «Положение о Высшем Церковном Управлении заграницей». С некоторыми ограничениями местоблюститель благословил такое образование «под высшим заступничеством Патриархии».

За границу попали наиболее непримиримые относительно советской власти архиереи. Их эмиграция происходила параллельно с отступлением антибольшевистских войск армий Колчака, Врангеля и Деникина. В частности, Сибирское ВЦУ (аналогичное Юго-Западному) существовало под контролем генерала Колчака. Как свидетельствуют последующие заявления этой группы архиереев, их цели не были сугубо церковного характера.

Сразу после образования Управления в Стамбуле, Патриарх Тихон подчинил все русские зарубежные общины архиепископу Евлогию (Георгиевскому).

Положение «под крылом Вселенского Патриарха» не устраивало русских иерархов. Поэтому было решено перенести центр Управления в соседнюю Сербию. Патриарх Сербский Димитрий дал благословение на пребывание русских иерархов на своей территории. Здесь и состоялось Общецерковное заграничное собрание в конце 1921 года в Сремских Карловцах. Целью собрания было урегулирование церковной жизни за рубежом. Часть внимания была уделена нормализации церковной жизни беженцев и диаспоры. Однако в постановлениях собрания звучало достаточно много политических, монархических ноток. Участники собрания также подготовили обращение к Генуэзской конференции о недопущении в ее части советских представителей. В конце собрания его было решено назвать Собором (I Всезарубежный Собор). Был образован Архиерейский Синод во главе с митрополитом Антонием (Храповицким).

Деяния Карловацкого Собора стали известны в России только в начале 1922 года. Они вызывали сильное возмущение большевистской власти, которая усилила свои репрессивные мероприятия по отношению к РПЦ. Поэтому Высшая Церковная власть постановила прекратить деятельность Временного Управления.

Архиерейский Синод зарубежных епископов все-таки распустил Управление, однако, на основе все того же указа №362, в условиях невозможности связи с церковным центром, образовал Архиерейский Синод Русской Заграничной Церкви.

В 1923 году во второй половине мая состоялось второе заседание зарубежных архиереев в Сремских Карловцах.

Передача прав Предстоятеля РПЦ митрополиту Петру на основании завещания после смерти Патриарха Тихона в марте 1925 года не была признана заграничными архиереями. Епископы постановили до созыва зарубежного Архиерейского Собора не признавать за митрополитом Петром прав главы Церкви. Звучали даже предложения объявить митрополита Антония заместителем Патриарха и таким образом передать ему управление Церковью (как известно, митрополит Антоний также был кандидатом на патриаршество в 1917 году, когда путем жеребьевки победил владыка Тихон). Только в середине ноября 1925 года зарубежными архиереями было принято решение о признании местоблюстителя и поминании его во время богослужений.

В июле 1926 года между заграничными архиереями и законным главой европейских приходов митрополитом Евлогием состоялось разделение. Митрополит отказывался принимать участие в Карловацких заседаниях, а также обсуждать вопрос о Высшей Церковной власти за рубежом. К этому митрополита подтолкнула политизация зарубежных собраний. За это он был осужден Высшим Монархическим Советом.

Окончательно раскол оформился после принятия прав и обязанностей местоблюстителя его заместителем митрополитом Сергием. В начале заграничные иерархи пытались получить документальное подтверждение их власти за рубежом. Однако в ответ 14 июня 1927 года они получили постановление о запрещении своей деятельности.

Провозглашение Декларации митрополитом Сергеем об отношениях между Церковью и государством стало окончательным разрывом между Церковью в России и заграницей. Причиной стало требование заместителя Местоблюстителя подписать Декларацию всем заграничным архиереям. С одной стороны, митрополит Евлогий перешел в юрисдикцию Вселенского патриархата. С другой, окончательно сформировалась Русская Православная Церковь Заграничная во главе с митрополитом Антонием (Храповицким).

РПЦЗ обвинила митрополита Сергия в новой ереси – сергианстве. Ее суть заключается в подчинении Церкви безбожной власти, сотрудничестве с ней.

Начиная с этого периода РПЦЗ существовала как самодостаточная структура. Сначала в 1934 году было принято Положение о РПЦЗ, в котором указывалось, что РПЦЗ является частью Русской Церкви, однако прекращает с ней связи до установления в РПЦ канонической власти. Впоследствии она полностью отделилась от Вселенского Православия, которое, как считалось, впало в ересь экуменизма (существовали только неформальные связи с Сербской и Иерусалимской Церквами). Позиции Церкви со временем обострялись. РПЦЗ все больше утверждала свои монархистские позиции. Была канонизована царская семья.

В 1936 году, после смерти митрополита Антония, на ІІ Всезаграничном Соборе РПЦЗ предстоятелем избрали митрополита Анастасия (Грибановского). В 1950 году центр Церкви перенесли в США. В 1964 году митрополита Анастасия на посту Предстоятеля РПЦЗ сменил епископ Филарет (Вознесенский).

В 70-х годах были налажены контакты с представителями «чистого» православия – греческими старостильниками. От РПЦЗ берет начало вся сегодняшняя иерархия старокалендарников Греции.

В начале 80-х РПЦЗ начала искать контакты с представителями православных катакомбных течений в СССР, которых она считала своими идейными соратниками.

В своем послании от 1965 года «О страдающей Истинно-Православной Катакомбной Церкви-Сестре на Родине” митрополит Филарет, глава РПЦЗ, называет катакомбную церковь единственной истинной Церковью в СССР.

Катакомбные общины в подчинении Синода РПЦЗ появились в СССР еще в 1975 году. Когда группа клириков, которые остались без епископского руководства, обратилась в Нью-Йоркский Синод.

Представитель этой группы катакомбников Феодосий Журбенко (в монашестве Лазарь) в 1971 году был рукоположен на священника (по его личным показаниям с благословения иерарха РПЦЗ). Таинство совершил епископ Московской Патриархии архиепископ Вениамин (Новицкий). В 1981 году Лазарь был заочно возведен в сан архимандрита епископом Западноевропейским Антонием (Бартошевичем). В 1982 году 27 мая он был рукоположен на епископа Варнавой Канским, который под видом туриста прибыл в СССР. Хиротония самого епископа Варнавы была осуществлена именно для этого. Такой шаг со стороны РПЦЗ объяснялся тем, что в СССР уже не существовало ни одного катакомбного епископа, который бы признавался зарубежными архиереями.

В конце восьмидесятых деятельность катакомбных общин начинает становиться значительно более заметной. Катакомбники с оптимизмом смотрели на Русскую Православную Церковь Заграничную. От нее ожидали конструктивных организационных действий. РПЦЗ должна была взять на себя объединение всех истинно-православных христиан, а также духовное возрождение России.

Кроме катакомбников к РПЦЗ с энтузиазмом относилась часть интеллигенции, диссидентов и часть духовенства РПЦ МП. В 1989 году они выдвинули идею создания в Москве официального подворья РПЦЗ. Также эта часть сторонников РПЦЗ не хотела создания новых приходов в юрисдикции Лазаря, а только в прямом подчинении Синоду РПЦЗ. Они считали епископа Лазаря не слишком талантливым организатором, а его паству обвиняли в сектантстве и нездоровом мистицизме. Следует заметить, что уже в это время в среде «Русской» РПЦЗ произошло разделение. Общины, которые привыкли к полулегальному, катакомбному существованию, тяготели к епископу Лазарю. Новая генерация «истинно-православных» стремилась создать полноценную церковную организацию, открытую для общества.

В конце 80-х РПЦЗ ставила целью собрать в свою юрисдикцию все катакомбные общины на просторах СССР и признавала только за собой исключительное право это делать. Группы катакомбников принимались только «через» епископа Лазаря.

Новый этап организационного развития РПЦЗ в России начался в марте 1990 года, когда в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграничной из Московского Патриархата перешел первый приход. Архимандрит Валентин Русанцев, недовольный действиями правящего епископа и поддержанный своей паствой, разорвал свое единство с МП и был принят под омофор митрополита Виталия (предстоятеля РПЦЗ). В то же время было объявлено об образовании структур РПЦЗ на территории СССР под названием Свободной Русской Православной Церкви.

Под эту юрисдикцию начали переходить общины по всей территории России. А через год после перехода в РПЦЗ архимандрита Валентина, 23 февраля 1991 года, в Брюсселе хиротонизировали в сан архиерея. А епископ Тамбовский и Каширский Лазарь стал архиепископом. Также в середине 1991 года была осуществлена хиротония епископа Черноморского и Кубанского Вениамина (Русаленко).

Однако, между архиепископом Лазарем и епископом Валентином сразу возникли недоразумения. Для погашения конфликта Синодом в Россию был назначен епископ Варнава (Прокофьев). Последний добился подчинения русских епископов под свою власть, а также права руководить церковной жизнью в любой епархии России. Такие действия возмутили епископов Валентина и Лазаря. Ряд действий Варнавы повлек за собой отделение русских епископов от Синода и создания Высшего Церковного Управления (на основе Указа Патриарха Тихона №320). Вместе с епископом Валентином они рукоположили трех новых архиереев: Феодора Борисовского, Агафангела Крымского и Серафима Сухумского.

Примирение с Синодом состоялось на Архиерейском Синоде РПЦЗ в Леснинском монастыре во Франции в ноябре 1994 года. Был подписан общий документ, в котором отменялось понятие России как «миссонерской территории» и создавалось шесть полноценных епархий. Был создан руководящий орган – Архиерейский Совет, подотчетный Синоду в Нью-Йорке. В то же время заграничные архиереи осудили хиротонии новых епископов. Последние для подтверждения сана должны были принести архиерейскую присягу Синоду.

Однако, сразу после Леснинского Собора в среде русских епископов состоялся очередной конфликт. В этот раз между епископом Валентином и епископом Евтихием (Курочкиным), рукоположенным Синодом. Это привело к окончательному разрыву связей. Епископы Валентин, Серафим и Федор объявили о возобновлении деятельности ВЦУ, которое впоследствии было реорганизовано в Архиерейский Синод. И таким образом было положено начало новой иерархической структуре – Русской Православной Автономной Церкви. В 1996 году Синод РПЦЗ лишил епископа Валентина сана.

После разрыва связей епископом Валентином с РПЦЗ архиепископ Лазарь и епископы Агафангел, Вениамин и Евтихий остались верными Синоду.

Новый этап в истории Русской Заграничной Церкви начался с отходом на покой ее предстоятеля митрополита Виталия. Его преемником стал митрополит Лавр (Шкурло).

Неприятие частью духовенства РПЦЗ нового предстоятеля спровоцировало образование сразу двух новых юрисдикций: Русской Православной Церкви в изгнании (или РПЦЗ (И)) под руководством митрополита Виталия (Устинова), не согласившегося со своей отставкой и Русской Истинно-Православной Церкви архиепископа Лазаря. Синод архиепископа Лазаря презентовал себя как такой, что находится в юрисдикции митрополита Виталия. Однако это опротестовывалось представителями РПЦЗ (И). И в перечислении епископов РПЦЗ (И) имя архиепископа Лазаря отсутствовало.

Русская Православная Церковь Заграничная под руководством митрополита Лавра, начиная с 2001 года, взяла курс на объединение с Московской Патриархией. Процесс начался при прямой поддержке президента России В. В. Путина. Диалог завершился в 2007 году 17 мая, в храме Христа Спасителя, где состоялось торжественное подписание Акта о каноническом единстве между РПЦ и РПЦЗ.

РПЦЗ вошла в состав РПЦ МП на правах широкой самостоятельности. Объединение состоялось без соблюдения принципиальных позиций обеих Церквей. Обвинение в сергианстве и экуменизме Московской Патриархии осталось без покаяния со стороны последней, как того требовала РПЦЗ. С другой стороны, РПЦЗ не покаялась в политизации церкви, в чем ее обвинял Московский Патриархат. Это вызвало протест в среде РПЦЗ. По предварительным данным против объединения было 25 % ее верных. Не пошел на объединение и один из епископов РПЦЗ – Агафангел Одесский и Таврический.

11 июля 2007 года в Нью-Йорке состоялось собрание представителей приходов РПЦЗ, которые не пошли на объединение с Московским Патриархатом. На нем был принят ряд решений, в частности о созыве V Всезаграничного Собора РПЦЗ осенью 2008 года, а также образовано Высшее Церковное Управление, председателем которого стал епископ Агафангел (Пашковский).

О возможной помощи в осуществлении новых хиротоний для этой части бывшей РПЦЗ заявили предстоятели нескольких старостильних юрисдикций – Румынии, Болгарии и греческие старостильные Синоды митрополитов Киприана и Хризостома.

В то же время о желаемом восстановлении единства заявили практически все юрисдикции, возникновение которых связано с исторической РПЦЗ. Епископ Агафангел предложил главе Русcкой Истинно-Православной Церкви архиепископу Тихону (Пасечнику) восстановить единство путем возвращения к той модели, которая существовала до разрыва канонических связей между архиепископом Лазарем и РПЦЗ. А именно, руководство РИПЦ должно подчиняться Нью-Йоркскому Синоду.

Церкви, возникновение которых связано с исторической РПЦЗ

Русская Православная Церковь в изгнании (РПЦЗ(И))

После отхода на покой митрополита Виталия, часть мирян и духовенства не согласилась с курсом митрополита Лавра на объединение с Московской Патриархией. Не согласился со своей отставкой и митрополит Виталий. Он объявил о восстановлении своих полномочий главы Русской Заграничной Церкви в 2001 году. Был осуществлен ряд новых епископских рукоположений. Вместе с митрополитом Виталием от Синода РПЦЗ отмежевался епископ Варнава и русские архиереи Лазарь и Вениамин. Последние в 2002 году осуществили без ведома митрополита Виталия четыре новые хиротонии и за это были исключены из РПЦЗ(И). Однако архиепископ Лазарь продолжал считать себя под омофором митрополита Виталия.

После смерти митрополита в июле 2006 года состоялся Архиерейский Синод под руководством епископа Антония (Орлова) (в заседании принял участие только еще один епископ - Виктор). Антоний (Орлов) принял на себя полномочия главы Церкви. Не поддержали такое решение остальные епископы РПЦЗ(И): Владимир, Анастасий и Варфоломей, которые не присутствовали на Синоде. Церковь фактически раскололась на две части. Одна во главе с Антонием (Орловым) провела Собор в г. Щербинка в России и объявила о создании новой юрисдикции Русской Православной Церкви. Вторая часть на сегодняшний день организационно не оформлена и не имеет четкой организационной иерархической структуры.

В конце лета 2007 года в юрисдикции Антония (Орлова), после ряда взаимных обвинений и запретов, состоялся раскол между Предстоятелем и епископом Дамаскином (Балабановым). В результате епископ Дамаскин вместе с епископом Малороссийским Иоанном отделились и после Собора в Свято-Покровском монастыре в Запорожье провели ряд хиротоний (епископов Белгородского и Южно-Российского Григория (Кренцива), Воскресенского Владимира (Матвеева) и Измаильского Парфения (Гринюка)). Ими образован Украинский экзархат, главой которого стал с титулом архиепископа Иоанн (Зиновьев). Епископ Орловский и Центральнороссийский Дамаскин (Балабанов) был возведен в сан митрополита с титулом Московский и Всероссийский и таким образом возглавил эту ветвь.

С митрополитом Антонием остались епископы Виктор, Стефан и Афанасий.

Идеологически Церковь стоит на тех же принципах, что и историческая РПЦЗ – антиэкуменизм и антисергианство.

Русская Истинно-Православная Церковь

В 2002 году, после осуществленных без ведома Синода РПЦЗ(И) хиротоний, русские архиереи во главе с архиепископом Лазарем были объявлены вне РПЦ(И) ( она же РПЦЗ(И)). Однако епископы и далее считали себя в составе Русской Православной Церкви в изгнании.

Специфика этой юрисдикции состоит в том, что большая часть ее паствы – это бывшие «катакомбники», которые и в современных условиях не ведут открытой деятельности. После утверждения Синодом РПЦЗ Акта о каноническом единстве с Московским Патриархатом несколько приходов РПЦЗ обратились в РИПЦ с просьбой о приеме под омофор ее Синода. Таким образом был принят известный Леснинский монастырь во Франции. РИПЦ поставила целью помогать восстановлению иерархии РПЦЗ, а до того времени принимает приходы в свое управление. После смерти схиархиепископа Лазаря главой юрисдикции стал архиепископ Тихон (Пасечник). Церковь исповедует идеологию РПЦЗ.

Русская Православная Автономная Церковь

Еще одна иерархическая структура, которая была создана из части РПЦЗ в 1995 получила название Русской Православной Автономной Церкви. Возглавил ее епископ (ныне митрополит) Валентин (Русанцев). Эта юрисдикция является сравнительно слабой, из-за постоянных внутренних разногласий. Практически не существует четкого иерархического управления. В Церкви происходит противостояние между митрополитом Валентином и влиятельным церковным деятелем игуменом Григорием (Лурье). На сторону последнего встал епископ Челябинский Севастиан, который исповедует идеологию РПЦЗ.

Русская Православная Церковь Заграницей в Украине

Началом истории Русской Православной Церкви Заграницей может считаться создание после русской революции Высшего Церковного Управления Юга и Запада России. Однако, временем реального формирования организационной структуры РПЦЗ в Украине стало начало 90-х годов ХХ века. Когда РПЦЗ начала создание своих структур на территории бывшего Советского Союза.

Епископ Лазарь (Журбенко), рукоположенный РПЦЗ для православных катакомбных общин на территории СССР, и епископ Валентин (Русанцев), бывший клирик Московского патриархата, стали епископами Русской свободной Православной Церкви. Под таким названием в 1990 году Русская Православная Церковь Заграницей создала свои епархии на территории СССР. Правящим архиереем на территории Украины стал архиепископ Лазарь. В 1994 году для Украины был рукоположен епископ Крымский (с 1996 года Крымский и Симферопольский) – Агафангел (Пашковский). После выхода из-под юрисдикции Синода РПЦЗ части епископата во главе с митрополитом Виталием (Устиновым) епископ Агафангел остался в подчинении митрополита Лавра. Таким образом в Украине начали действовать параллельно две юрисдикции – одна под омофором архиепископа Лазаря (Журбенко), которую не признавал Синод РПЦЗ и которая находилась в единстве с новообразованной РПЦЗ (И), вторая – в подчинении епископа Агафангела и в единстве с предстоятелем РПЦЗ – Лавром (Шкурло).

В 2002 году структура архиепископа Лазаря провела ряд хиротоний и сформировала свой Архиерейский Синод и таким образом начала свое самостоятельное существование. С того времени владыка Лазарь не значится в списках епископов РПЦЗ (И). Церковь получила название Русской Истинно-Православной Церкви. В 2005 году архиепископ Лазарь умер, тогда центр Церкви был перенесен в Омск. Главой Синода РИПЦ стал архиепископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник). После объединения РПЦЗ и РПЦ часть общин РПЦЗ присоединилась к РИПЦ.

В 2003 году часть общин, которые вместе с епископом Агафангелом остались верны Синоду РПЦЗ, были объединены в Одесско-Крымскую епархию.

В конце 2006 года от епископа Агафангела вместе с тремя клириками отошел архимандрит Иоанн Зиновьев и присоединился к группе митрополита Антония (Орлова) – новой юрисдикции, созданной из обломков РПЦЗ (И). Он был рукоположен на епископа Малороссийского и стал управляющим Малороссийско-Запорожской епархии. Таким образом была создана третья параллельная структура, связанная с исторической РПЦЗ. В конце лета 2007 года состоялась хиротония викарного епископа для Малороссийской епархии – Парфения (Гринюка). Также был создан Украинский экзархат во главе с архиепископом Иоанном.

После подписания «Акта о каноническом общении» между РПЦЗ и РПЦ епископ Агафангел заявил о недопустимости объединения и фактически перешел на самостоятельное существование. К нему начали обращаться все клирики и верные РПЦЗ, которые не согласились на объединение с Московским Патриархатом. Поэтому на сегодняшний день епископу Агафангелу подчиняются общины по всему миру. Решением Синода РПЦЗ епископа запретили в служении. В настоящее время ведется работа по восстановлению организационных структур, также возможны новые хиротонии.

Статистические данные

На сегодняшний день в Украине присутствуют все юрисдикции, возникновение которых связано с исторической РПЦЗ.

На территории Украины находятся Одесская и Запорожская епархии Русской Православной Церкви Заграницей с центром в г. Одесса. Управляющим епископом является Агафангел (Пашковский). Епархии включают в себя общины на территории Украины, Белоруссии и Молдовы. Также епископу подчиняются общины во всем мире, которые не пошли на объединение с МП. Епархия насчитывает 33 прихода, из которых 21 находится на территории Украины. Действует заочная Свято-Кирилломефодиевская семинария и монастырь в честь свт. Иоанна Максимовича в Одесской Области.

Русская Истинно-Православная Церковь имеет в Украине две епархии – Одесско-Харьковскую под омофором епископа Иринея (Клипенштейна) с центром в г. Одесса и Черниговско-Гомельске, которой руководит епископ Гермоген (Дудников). Центр находится в г. Чернигов. В Чернигове действует заочное Пасторское училище свт. Иоанна Кронштадского. На территории Украины существуют 32 прихода.

Русская Православная Церковь в изгнании (А) имеет в Украине Малороссийскую и Запорожскую епархии. Руководит ею епископ Малороссийский Иоанн Зиновьев. На сегодняшний день известно о существовании трех общин в Одессе, Запорожье и в поселке Зеленый Яр на Донбассе соответственно и Свято-Покровского монастыря в Запорожье.

Также в городах Смела и Суходол находятся приходы Русской Автономной Православной Церкви. Руководит приходами епископ Суходольский Геронтий (Ринденко).

Использованная литература:

1. Архиерейский Собор РПЦЗ(Л) удовлетворил просьбу епископа Агафангела о слиянии Одесской и Крымской епархий portal-credo.ru/site/?act=news&id=16432&cf=
2. Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині www.risu.org.ua/ukr/study/religdigest/article;5330/
3. Єпархії РІПЦ - catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=396
4. Список кліриків та громад РПЦЗ (Агафангела (Пашковського)) - www.ipc.od.ua/directory.htm
5.И. Стратонов Русская Церковная Смута (1921 1931) // Из истории христианской Церкви на родине и зарубежом. Материалы по истории Церкви / Ред. прот. В. Чаплин, игумен Иннокентий (Павлов), М. А. Колеров, А. Ю. Полунов, И.В. Соловьев. Москва 1995, с. 29 – 173.
6. С. Щукин Краткая история Русской Православной Церкви заграницей 1922-1972 //
www.russianorthodoxchurch.ws/synod/history/his_rocorshukin.html
7. Послание Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей митрополита Филарета к братьям во Христе Православным Епископам и всем, кому дорога судьба Российской Церкви // www.russianorthodoxchurch.ws/synod/documents/epistlemphilaret1965.html
8. А. Солдатов От РПЦЗ к РПАЦ: истоки "альтернативного" Православия в современной России // www.russ.ru/ist_sovr/20010904_sold.html
9. Синод Русской Православной Церкви Заграницей(под омофором Блаженнейшего Митрополита Виталия // www.rocor-.com/rocor/russian%20site/rusdioceseframeset.html
10. ДОКУМЕНТ: Оповещение епископа Таврического и Одесского Агафангела (Пашковского) в связи с вхождением части РПЦЗ в состав Московской патриархии // portal-credo.ru/site/?act=news&id=54228&topic=515
11. Иерархи РПЦЗ МП, собравшись в московском Кремле, запретили в служении епископа Агафангела (Пашковского) //
portal-credo.ru/site/?act=news&id=54345&topic=515
12. Церковные ведомости Русской Истинно-Православной Церкви //
www.catacomb.org.ua (12 травня 2006)
13 Синод Русской Православной Церкви Заграницей(под омофором Блаженнейшего Митрополита Виталия //
www.rocor-.com/rocor/russian%20site/rusdioceseframeset.html
14. Зарубежные представительства РПЦЗ под омофором Архиерейского Синода РИПЦ // catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1189 (23 травня 2007)

Полезные веб-ресурсы:

1. Российская Православная Церковь Малороссийская Епархия РосПЦ - www.rusorthodoxy.net
2. Русcкая Истинно-Православная Церковь Одесско-Харьковская епархия – www.catacomb.org.ua
3. Руcская Православная Церковь Заграницей Одесская и Запорожская епархии – www.ipc.od.ua
4. Русская Православная Церковь Заграницей (Московский Патриархат) - www.russianorthodoxchurch.ws

Подготовил Анатолий БАБИНСКИЙ, магистр богословия

Последнее обновление 6 сентября 2007 года.