Образовательный портал о религиях мира
Религия друидов и кельтов
Кельты>
История кельтов до их столкновения с Римской империей, то есть до I в. до н. э., покрыта мраком неизвестности, поэтому трудно сказать что-либо определенное об их религии. В более же поздний период верования кельтов подверглись быстрому разложению, сначала под влиянием романизации, а затем — христианства.
Важная роль в управлении делами племени принадлежала жреческому сословию — друидам. Не случайно кельтскую религию часто называют друидизмом. Почти на всех античных авторов служители кельтских культов произвели глубокое впечатление. Уже некоторые из древних писателей, например Тимаген (у Аммиана), считали, что знания и мудрость друидов происходит от Пифагора и, как и некоторые новые исследователи, полагали, что друиды облекали в глубокомысленные символы особую тайную мудрость. <>Кельты и друиды> Отношение римлян к друидам со временем совершенно изменилось. Цезарь опирался на друидов в борьбе с военным кельтским сословием, которое он называл по римскому обычаю всадниками. Но после окончательного завоевания Галлии со стороны римлян стало проявляться противоположное отношение. Всеобщая история религий мира
Источниками изучения религии кельтов, во-первых, являются достаточно многочисленные археологические данные — памятники римского периода. Надписи, найденные в Британии и Галлии, доказывают использование латинизированных выражений при описании религии кельтов, что свидетельствует либо о частичном использовании кельтами языка и римских названий богов, либо о хорошем отношении к местной религии римских солдат.
Вторую группу источников составляют сочинения античных писателей, среди которых особенную ценность представляют «Записки о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря. Особенности кельтских обычаев, упоминаемые римскими авторами, согласовываются с археологическими находками, но иногда могут быть поняты превратно. Так, например, когда Цезарь сообщает, что галлы (кельты) предпочитают всем богам Меркурия, воздавая при этом должные почести и Аполлону, Марсу и Юпитеру, ясно, что римский автор накладывает привычную схему на то, что ему непонятно.
Кельтские племена первоначально проживали, по-видимому, на территории современной немецкой земли Бавария. Но уже в конце I тысячелетия л о н. э. они населяли значительную часть нынешней Западной Европы, в том числе Пиренейский полуостров, Британские острова и Галлию (современная Франция). Из племен, проживавших в Галлии, своим могуществом выделялись аллоброги, эдуи, гельветы, секваны, тренеры. Римская власть покорила многие из этих племен и в разной степени ассимилировала их с римской культурой.
Во времена, описываемые в «Записках о Галльской войне» (середина I в. до н. э.), в Галлии вели борьбу за влияние два крупных племенных союза, один из которых возглавляли эдуи, а другой — секваны. У кельтов уже выделилась аристократия, которая и управляла жизнью племени. В целях укрепления своей власти и обогащения племенная верхушка вела почти постоянные войны.
Друиды составляли организованную жреческую корпорацию, центром которой была область племени карнутов. Здесь раз в год они собирались на своеобразные съезды. Желавший стать друидом проходил длительную и тщательную подготовку, которая могла продолжаться до 20 лет. Кандидат должен был усвоить жреческую мудрость и заучить наизусть множество заклинаний и религиозных гимнов. По мнению Цезаря, это делалось для того, чтобы укрепить память, а также чтобы учение друидов не стало достоянием большого количества людей.
Жрецы у кельтов не составляли замкнутой наследственной касты, но набирались, как правило, из знатнейших юношей народа. Впрочем, друидами могли быть и женщины. Диодор и Лммиан Марцешин упоминают три или четыре названия степеней друидов. Цезарь не указывает этих подразделений, но называет многочисленные причины, на которых основывалось влияние друидов. Влияние это было прежде всего политическое: Эдуй Дивитиак, побывавший в Риме в качестве посланника и друга и известный Цицерону, был друидом.
Позднее Тацит упоминает о многих друидах, которые подстрекали к войне против Рима. Лично они не ходили на войну и были также свободны от податей, но в их руках было уголовное право, и они могли наказывать непослушных и исключать их из участия в священнодействиях и жертвоприношениях:
«Это у них (галлов) самое тяжелое наказание. Кто таким образом отлучен, тог считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды точно от заразного; как бы он того ни домогался, для него не производится суд; нет у него и права на какую бы то ни было должность. Во главе всех друидов стоит один, который пользуется среди них величайшим авторитетом. По его смерти ему наследует самый достойный, а если таковых несколько, то друиды решают дело голосованием, а иногда спор о первенстве разрешается даже оружием... Их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для ее изучения»*.
Некоторые обряды друидов были связаны с почитанием священного дуба. Характерную церемонию описывает Плиний: друиды должны были при полной луне, в белых одеждах, срезать золотым серпом с дубового дерева омелу и собрать ее в платок, чтобы приготовить из нее целительный напиток.
Друиды занимались также мантикой и врачебным искусством. Но одной из главных их функций было воспитание юношества. Кроме того кельтские жрецы были колдунами и хранителями тайных знаний. По свидетельству Цезаря, друиды учили вере в переселение душ. Это служило побуждением к добродетели и преодолению страха перед смертью. Существовала у кельтов и вера в загробную жизнь, поскольку в могилу вместе с умершим клали разные вещи для его потребностей и живым давали в долг деньги, назначая срок уплаты после смерти.
Культ у кельтов носил кровавый характер: богам приносились в жертву люди, особенно преступники. Это произвело большое впечатление на римских авторов, возможно несколько преувеличивавших жестокость ритуальных церемоний. Излюбленными местами их проведения были водные источники — родники или речные истоки, от которых зависели плодородие земли и поддержание жизни. Обнаруженные в таких местах ямы и колонны, возможно, использовались для человеческих жертвоприношений. Существовали также и обряды, которые проводились в священных рощах.
Важным атрибутом культа была человеческая голова. Она служила центром поклонения в древних кельтских святилищах в Энтремоне и Рокепертузе, построенных еще в доримский период. Так, в храме в Рокепертузе было найдено множество ниш для человеческих голов. Точное значение культа головы для древней религии кельтов не совсем ясно.
О существовании у кельтов культа предков свидетельствуют как знаки поклонения могильным курганам, так и утверждения Цезаря о том, что галлы заявляли о своем происхождении от Отца, которого называли Дит (Дис).
Галльские всадники находили в Риме почетные места, в то время как влияние жречества на народ нужно было сломить. В основе такой перемены лежала, следовательно, политическая, а не религиозная нетерпимость. Впрочем, на римлян сильное впечатление производила жестокость и грубость друидического культа. Римляне должны были запретить такие человеческие жертвоприношения и вместе с тем сломить политическое влияние друидов. Римский историк Гай Светоний Транквилл сообщает в жизнеописании императора Клавдия, что он религию друидов «вполне уничтожил».
Таким образом, кельтская культура была вытеснена римской и религия друидов осталась в прошлом. Начавшееся несколько позже в Галлии и на Британских островах распространение христианства привело к тому, что многие местные боги стали отождествляться со злыми духами. Одновременно некоторые другие, к примеру божества исцеления, вероятно, смешались с христианскими святыми. Многолетняя мудрость и знания друидов оказались утрачены, а возможная связь кельтских традиций с ведической Индией, на которую указывали некоторые ученые, так и осталась гипотетической.
* Цезарь. Записки о Галльской войне, 6. 13.