Как правильно выбрать светильник.

     

 

Все согласятся с тем, что уют в доме немыслим без хорошего освещения. Ведь 80% информации об окружающем мире мы получаем через органы зрения.

Приглушенный свет для создания полумрака у камина, яркое освещение в столовой или на кухне, неслепящий свет для работы за компьютером - любой правильно используемый свет расставляет акценты и дарит нам чувство защищенности. И наоборот: неправильно используемый затрудняет восприятие мира. Перегрузка и усталость глаз вызывает головную боль, вызывая психический дискомфорт.

Чрезвычайно сильно раздражают прямой слепящий свет открытых ярких ламп и неправильно размещенные светильники. Только гармоничное распределение света обеспечивает хорошую видимость и зрительный комфорт, а следовательно не приветствуется ни монотонная яркость, ни полумрак. А сбалансированным соотношением света и тени можно подчеркнуть форму предметов, облегчить ориентацию в помещении.

Критерии выбора светильника

Перед многими часто возникает вопрос: как правильно выбрать светильник? Для начала разберемся с основными терминами. Многие путают понятия "лампа" и "светильник". "Лампа" (в народе называют "лампочка") - это искусственный источник света. В свою очередь, "светильник" обозначает весь световой прибор, который защищает лампу, распределяет и направляет ее свет.

При покупке светильника многие совершают типичную для всех ошибку: выбирают самый красивый светильник или тот, который подходит по стилю к интерьеру. Впоследствии возникают проблемы: чтобы почитать в кресле, не напрягая глаза, приходится включать все светильники в комнате, в ванной невозможно ни побриться, ни накраситься, а когда гости собираются за столом, лица их приобретают странный оттенок. Конечно, внешний вид светильника очень важен, однако следует определиться: для какой задачи он предназначен? Каким должен быть его свет?

Светильники различают по типам светораспределения. Их несколько:

1.   Прямое. Свет направлен строго в одну сторону. Узкий световой пучок предназначен для точного направленного освещения.

2.   Преимущественно прямое. Основная часть светового потока направлена вниз. Меньшая - мягко рассеивается вверх, создавая декоративное освещение.

3.  Равномерное. Свет распределяется ровно во все направления. Как правило, светильник из прозрачного материала (например, шар из матового стекла). Создается ровное фоновое освещение, однако отсутствуют акценты для создания настроения.

4.  Преимущественно рассеянное. Свет ламп высокой мощности направлен на рефлектирующие стены или потолки. Меньшая доля косвенного света подчеркивает форму светильника и расставляет акценты.

5.   Рассеянное. Свет направлен только на отражающие поверхности стен и потолка. Гармоничное освещение достигается при помощи комбинации светильников с различным распределением света.

Свет и пространство

С изменением яркости света, отражённого от пола, стен и потолка, меняется зрительное восприятие пропорций помещения, поэтому, варьируя яркость, можно "корректировать" объём помещения.

· Тёмный потолок кажется более низким, а светлый - высоким. Слишком светлый пол "снижает" высоту помещения. Более светла стена в конце узкого коридора зрительно делает его шире.
· Цвета тёплых тонов "приближают" предметы (например, жёлтая стена кажется ближе), а холодных - "удаляют".
· В маленьких помещениях для визуального расширени пространства и увеличения насыщенности светом нужно повышать освещённость стен и применять отделочные материалы с хорошими отражающими свойствами (то есть с большим коэффициентом отражения), а в больших - применять тот же приём, но для пола и потолка.
· Окна, картины и зеркала способствуют "расширению" пространства.
· При освещении больших помещений лучше использовать светильники прямого света.
· Следует помнить, что чёрный цвет "сужает" помещение, а белый - "расширяет".
· Если в узком помещении светильники расположены вдоль средней линии потолка, то комната будет казаться ещё более узкой. Чтобы её зрительно расширить, необходимо расположить светильники по линии, смещённой к одной из стен.
· В помещении можно выделить функциональные зоны не только перегородками, но и с помощью светильников местного освещения, например бра.

Свет и форма

То, как мы воспринимаем форму предмета, оказывается, зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образующихся на нём теней. Значит, свет может "управлять" формой объектов, увеличивать или, к сожалению, уменьшать их выразительность. Главное здесь - правильно выбрать направление падающего светового потока. Если объёмный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может казаться плоским, так как при рассеянном освещении объёмность теряется.

· Наилучший результат даёт сочетание рассеянного или отражённого освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом (таким как, например, лицо человека), имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф, важнее роль мягкого рассеянного или отражённого света.
· Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего объекта, а также интерьера в целом.
· Если поверхность освещена неравномерно, то её отдельные участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях.
· Экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную световую динамику в помещении.

Свет и цвет

· Если в комнате создана равномерная освещённость, то тёплый цвет воспринимается ярче, чем холодный.
· Если поверхность предметов, стен и т. д. окрашена в тёмный цвет, то их фактура и обработка не будут хорошо видны.
· На ярком фоне объект выглядит темнее, а на тёмном - светлее.
· Цвета тёплой тональности выигрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света.

Светоцветовой комфорт

· Зрительное утомление усиливается при резких перепадах яркости. Однако слишком монотонное освещение - это тоже не совсем удачное решение.
· Если в отделке использовать насыщенные и разнообразные по тону цвета, то зрительное утомление увеличивается. При отделке больших площадей лучше использовать цвета, имеющие малую насыщенность.

Цвет и настроение

Известно, что цвет эмоционально воздействует на человека.

· Красно-оранжевые тона оказывают возбуждающее действие.
· Зелено-голубые тона создают ощущение прохлады и покоя.
· Белый и чёрный тон подчёркивает парадность и праздничность обстановки.

Следует учитывать, что восприятие одного и того же цвета может сильно зависеть от климата местности, а также от привычек и вкусов человека.

Мнение специалистов

Трудно сказать совершенно определённо, какие светильники лучше использовать в данном помещении. Возможно лишь порекомендовать придерживаться общих правил устройства освещения в квартире. Так, в коридоре и других помещениях, где потребность в освещении постоянна, лучше применять светильники общего освещения с компактной люминесцентной лампой (КПП). В гостиных чаще пользуются светильниками общего и местного освещения (там, где это требуется: у журнального столика, за телевизором, в зоне отдыха и т. д.). В спальне уместен приглушённый мягкий свет светильников отражённого света. Возле кровати, на тумбочке, можно поставить лампу небольшой мощности или ночник, а для трюмо подойдут источники света с хорошей цветопередачей. В детских комнатах необходимо как общее освещение, так и местное. На кухне, помимо использовании основного светильника с лампой накаливания, нужна подсветка рабочих зон, где готовится пища, моется посуда. Для этого удобны светильники с люминесцентными лампами мощностью до 30 Вт. Кроме того, для подсветки в шкафах, ящиках и другой мебели могут применяться малогабаритные светильники. Чтобы одновременно использовать искусственное и естественное освещение, необходимо применять отдельно расположенные люминесцентные светильники, светящиеся панели, различные отделочные материалы с повышенным коэффициентом отражения, в качестве искусственного источника света можно использовать люминесцентные лампы холодно-белого и тепло-белого света.