Спиритизм (от лат. spiritus -душа, дух) – христианская философская доктрина, разработанная во Франции в середине XIX столетия Алланом Кардеком.
 В России термин «спиритизм» принял более общее значение, став синонимом — с одной стороны, религиозной философии спиритуализма, с другой — так называемого «столоверчения», автоматического письма и спиритической практики в самом широком смысле слова.

История спиритизма.

Аллан Кардек (настоящее имя — Ипполит-Леон-Денизар Ривайль) начал изучать паранормальные явления, происходившие на спиритических сеансах, в 1850 году. C помощью дочерей своего друга, выполнявших роль медиумов, он узнал о своей «миссии», которая состояла в том, чтобы донести до человечества некие новые представления об устройстве мира и жизни в нем.

Кардек  взялся формировать собственное «священное писание» путем спиритических диалогов: задавая «духам» вопросы и записывая ответы — последние формулировались стуками или хлопками (с помощью условного кода) или побуквенно, на планшетке.

 Два года спустя Кардек решил, что получил достаточно информации, чтобы сформулировать (по его собственным словам) «совершенно новую теорию существования человечества, его судьбы и предназначения». Основные положения этой терии он изложил в «Книге Духов» («Le Livre des Esprits», 1856), за которой последовали «Книга медиумов» (1861), «Евангелие в трактовке духов» (1864) и другие. 

 Переродившиеся духи.

 Основная идея кардековского спиритизма состояла в том, что духовное развитие человечества движимо колесом инкарнаций («перевоплощений»). «Окунаясь» в земную плоть, духи совершенствуются и очищаются, возвращаясь вновь, чтобы переживать новые и новые испытания. Дух, прошедший все перевоплощения, становится «чистым» и переходит в вечную жизнь, наслаждаясь её блаженством. Все приобретенное духом в земном существовании им (по Кардеку) не утрачивается. Переродившиеся духи (согласно спиритизму) населяют разные планеты Вселенной. 

Кардек утверждал, что эту свою концепцию получил из сообщений самих «духов». Один из них на вопрос: «Какова цель перевоплощения?» — ответил: Это – необходимость, предопределённая Всевышним для достижения совершенства. Для некоторых из них это – искупление, для других – миссия. Для достижения совершенства необходимо пройти через все превратности земного существования. Это испытание имеет целью искупление и приносит неоспоримую пользу.

Перевоплощение имеет и другую цель – участие духа в созидательной деятельности, для чего он принимает форму земного существа, живущего в гармонии с государственным устройством каждого мира, в который он попадает и согласно которому он выполняет особую работу в том мире, который был определён ему Божественным Провидением. Он должен внести свой собственный вклад во имя общего блага, тем самым преследуя цель собственного совершенствования.

Интересные факты.

Спиритизм Кардека пользовался популярностью в самых высоких сферах французского общества. "Не секрет, что император Наполеон III увлекался Спиритизмом и неоднократно приглашал Кардека в Тюильри, где долго беседовал с ним, обсуждая «Книгу Духов». (А. Конан Дойль. «История спиритуализма»)
 
 В Бразилии более 4 миллионов человек называют себя спиритами-кардесистами, согласно последним данным переписи IBGE: это больше, чем в любой другой стране мира. Спиритизм повлиял в Бразилии на становление таких движений как умбанда, христианский рационализм, Союз Природы и Долины Рассвета.
 
Спиритизм и наука

 В 70-х годах XIX века по инициативе Дмитрия Менделеева была создана «Комиссия для изучения медиумических явлений», в которую вошли ряд авторитетных учёных. Вывод комиссии был следующим: «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие». Этот вывод Д.Менделеев затем обобщил в брошюре под названием «Материалы для суждения о спиритизме».
 
Христианское отношение к спиритизму

Некоторые христианские деятели определяют спиритизм как тяжкий грех, считая, что человек таким образом отвращается от Бога и обращается к дьяволу и духам нечистым, и ссылаясь на Второзаконие 18:9-13:

9 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии:
 10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,
 11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;
 12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии — то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего;
13 будь непорочен пред Господом Богом твоим

 С точки зрения христианства, занятия спиритизмом инспирированы людям злыми духами, а само занятие спиритизмом может привести человека к одержимости бесами. Наиболее страшным, считает церковь, является то, что человек думает, что обращается к душам умерших, а на самом деле общается с бесами, которые могут явиться человеку в различных образах, в том числе и человеческих. В некоторых церковных кругах бытует мнение, что человек, занимающийся спиритизмом, будто бы со временем может заболеть неизлечимыми страшными заболеваниями.

Между тем, начиная с 30-х годов XX века наметилось сближение спиритуализма и христианской церкви на Западе, в результате чего в 1931 году была создана Всемирная ассоциация христиан-спиритуалистов (GWSCA). В США возникла так называемая Ложа Белого голубя (White Dove Lodge), члены которой призывают не делать упор на общении с потусторонним миром, но вести праведную жизнь в соответствии с основополагающими принципами — как христианства, так и спиритуализма.

Сближение спиритуализма с христианством привело к тому, что в 1937 году Англиканская церковь образовала комиссию для проведения новых исследований спиритического феномена, которая в 1939 году обнародовала доклад, опубликованный во многих газетах мира (включая Psychic News), где о спиритуализме в целом говорилось сдержанно и уважительно. Одним из активистов спиритуализма, постоянно указывавших на родственность этого учения христианской догме, был А. Конан Дойль.

Прочтите также: