Образовательный портал о религиях мира


Румынская старостильная церковь


 Румынская старостильная церковь

Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия

1. Календарная реформа и начало старостильнического сопротивления в Румынии>

Как известно, первым практическим шагом к проведению календарной реформы в Православной Церкви был созыв в 1923 г. патриархом Константинопольским Мелетием IV (Метаксакисом) Всеправославного Совещания, целью которого была попытка разрешения ряда актуальных проблем современности, в том числе и вопроса церковного календаря. Румынскую Церковь на Совещании представлял сенатор Петр Дрангич1 . Однако, несмотря на такое явно малоавторитетное с канонической точки зрения представительство, Синод Румынского Патриархата не высказал возражения относительно принятых Совещанием решений. Более того, примас-митрополит Румынии Мирон (Кристя) (1868-1939) в своем письме от 4/17 декабря 1923 г. новоизбранному Константинопольскому патриарху Григорию VII сообщил о том, что Румынская Церковь готова к переводу на новый стиль не только неподвижных праздников, но и Пасхалии. Решение это объяснялось стремлением к согласованию пасхального исчисления с днем весеннего равноденствия, что было установлено еще на I Вселенском соборе. В письме также извещалось о том, что днем введения нового исчисления определено быть 1 октября 1924 г., которое будет принято как 14 октября 1924 г.2

Иеромонах Арсений (Коттеа)
<>Фото 1. Иеромонах Арсений (Коттеа)>

Календарная реформа в Румынской Церкви, проведенная в запланированный день, была совершенно адекватно воспринята подавляющим большинством румынского народа и духовенства. Однако за пределами Румынии, на Святой Горе Афон, уже разворачивал свою пропагандистскую прораскольническую деятельность святогорский иеромонах румынского происхождения Арсений (Коттеа), насельник скита Проватос. С первых дней перехода Константинопольского Патриархата и Элладской Церкви на новоюлианский календарь (март 1924 г.) на Афоне возник «Священный Союз Монахов Зилотов» («Ιερός Συνδεσμόσ τω̃ν Ζηλωτω̃ν Μοναχω̃ν»), состоявший из оппозиционно настроенного иночества, который призывал не поминать за богослужением имя Вселенского патриарха3 . Во главе афонского сопротивления стояли иеромонахи Арсений (Коттеа) и Матфей (Карпафакис). Они покинули пределы Святой Горы и всецело предались пропаганде старостильнических идей на территории Греции. Для успеха своей проповеди иеромонах Арсений изменил свою фамилию с Коттеа (Cottea) на Коттеас (Κοττέας), всюду представляясь греком из Лаконии4 . Об интеллектуальном уровне и богословской просвещенности данного схизматика красноречиво свидетельствуют его заявления о том, что юлианский календарь является источником христианских догматов5 . В протоколах заседания Постоянного Священного Синода Элладской Церкви от 23 мая 1925 г. Коттеас назван «безблагодатным чужеземным монахом»6 . Представителями же румынского посольства в Греции иеромонах Арсений был преследуем и воспринимался как вызывающий отвращение бродяга 7.

Таким образом, ко времени проведения Румынской Православной Церковью календарной реформы, в Греции уже приобретал опыт старостильнического сопротивления безграмотный, но весьма активный монах-проповедник. Вернувшись в Румынию, Арсений (Коттеас) предпринял попытку ведения пропагандистской деятельности в родном отечестве. Для простодушного православного населения авторитет афонского иночества всегда оставался незыблемым, что позволило иеромонаху Арсению достаточно успешно вносить смущение в сердца простодушных румын. Несмотря на то, что раскольник-святогорец вскоре был выдворен правительством из страны, его идеализированный образ надолго стал неизменной составляющей проповедей румынских старостильников.

Второй заметной фигурой, стоявшей у истоков старокалендарной схизмы в Румынской Церкви, был иеромонах Гликерий (Тэнасе). С его именем связана вся дальнейшая история возникновения, развития и внешней организации раскола.

<>2. Жизнь и деятельность основателя Румынской Старостильной Церкви иеромонаха Гликерия (Тэнасе)>

Родился Георгий Тэнасе в 1891 г. на буковинской земле в деревне Миховени, располагающейся в Сучавском районе. Рано осиротев, воспитывался дедушкой, с детства приучившим внука к неизменному соблюдению постов и неотступному посещению богослужений. В 1916 г. Георгий поступил в монастырь Чэтацуйя в окрестностях города Яссы, а через восемь месяцев он был пострижен в монашество с именем Гликерий. Рукоположение монаха Гликерия во иеродиакона состоялось в 1918 г., а в 1920 г. иеродиакон Гликерий принял иерейское посвящение8 . До 1922 г. иеромонах Гликерий служил в Нямецкой Лавре и Чэтацуйском монастыре, после чего был назначен настоятелем скита Прокров, размещавшегося в нямецких горах и насчитывавшего трех насельников9 . Спустя немного времени иеромонах Гликерий пригласил к себе в скит нямецкого иеродиакона Давида (Бидаску), на всю жизнь сохранившего безраздельную преданность своему настоятелю и духовнику.

Календарная реформа в Румынской Церкви была проведена 1/14 октября 1924 г. в день памяти святой Параскевы, особо почитаемой в Молдавии. Данное обстоятельство отразилось на умонастроениях прокровских отшельников, единственных во всей Румынии отказавшихся принять реформу и продолжавших совершать богослужения по юлианскому исчислению. Вскоре до труднодоступного горного скита дошла одна из листовок, распространяемых иеромонахом Арсением (Коттеасом), в которой последний призывал всех румынских православных сопротивляться новостильной реформе, якобы являющейся капитуляцией перед римо-католицизмом. Примечательной деталью этого воззвания является апелляция к примеру Восточных Церквей, сохранявших юлианское исчисление10 . Данный пример еще раз подчеркивает необходимость всеправославного согласования и единовременного проведения всех церковных реформационных программ.

Воззвание афонского монаха вдохновило обитателей скита (которых к тому времени было уже двенадцать) на продолжение сопротивления. Еще более укрепил их решимость приезд в Прокров самого автора листовок иеромонаха Арсения11 .

В 1926 г. Румынский Патриархат, согласно переведенной на новый календарный стиль Пасхалии, совершал празднование Святой Пасхи в один день с Римо-Католической Церковью, что вызвало смущение не только у мирян, но и среди духовенства. Так, митрополит Бессарабский Гурий всенародно подверг патриарха Румынского Мирона (Кристю) резкой критике и, игнорируя патриаршее распоряжение, повелел в храмах своей епархии совершать пасхальные торжества по старому стилю12 .

Реакцией иеромонаха Гликерия и иеродиакона Давида на совпадение православного празднования Пасхи с католическим было принятие решения об оставлении осенью 1925 г. скита с целью удаления в пустынное место. В это же самое время настоятель Прокрова был вызван на беседу к возглавлявшему Нямецкую Лавру епископу Никодиму (Мунтяну), будущему Румынскому патриарху (1939-1948 гг.).

Иеромонах Гликерий (Тэнасе) (справа) и иеродиакон Давид (Бидаску) (слева)
<>Фото 2. Иеромонах Гликерий (Тэнасе) (справа) и иеродиакон Давид (Бидаску) (слева). 1951 год.>
Последний уговаривал ставшего на путь раскола иеромонаха не противиться Матери-Церкви и принять календарную реформу, обещая вознаградить за послушание назначением на настоятельство в скит Вовидение 13. После обсуждения с насельниками Прокрова, данное предложение было отвергнуто, а иеромонах Гликерий и иеродиакон Давид, как и планировалось ранее, в ноябре 1925 г. удалились в пустынное место у оврага Корои. Весной 1926 г. они построили хижину с тремя комнатами, одна из которых использовалась как часовня. В скором времени к отшельникам присоединились покинувшие скит Сихастрия иеромонах Памва и монахи Вениамин и Галактион, также недовольные календарной реформой. Таким образом была образована первая в Румынии старостильническая монашеская община14 .

По истечении двухлетней изоляции от внешнего мира иеромонах Гликерий и иеродиакон Давид в 1927 г. отправились на Святую Гору Афон, где проживали в течение года и были пострижены великую схиму15 . Вернувшись в 1928 г. в Румынию, они возвратились к своему уединению у оврага Корои, а в скором времени обрели своих первых последователей среди мирян. Ими стали пастухи из близлежащей деревни Вынэтори-Нямц, в доме одного из которых была устроена часовня. В 1929 г. иеромонах Гликерий и иеродиакон Давид были арестованы и преданы суду по обвинению в несанкционированном совершении богослужений и пропаганде раскола. Однако суд вынес старокалендаристам оправдательный приговор с условием их переселения в другое место16 . Вся последующая жизнь непокорных монахов представляла собой непрекращающуюся цепь скитаний, бегства от полиции, арестов и допросов, воспринимаемых ими как страдания за истину.

<>3. Распространение старостильного раскола в Румынии>

В 1929 г. день празднования православной Пасхи снова совпал с католической, что породило новую волну критики календарной реформы. Известные румынские публицисты и богословы Наэ Ионеску, Никифор Крайник, Григорий Раковеану, Николай Лупу выступили с протестом против изменения системы времяисчисления и даже публично назвали Священный Синод Румынской Церкви схизматическим. Произошедшее смущение побудило премьер-министра Румынии Юлия Маниу объявить о двойном праздновании Пасхи в 1929 г., как по старому, так и по новому стилю17 . Таким образом, из-за слепого следования букве закона сторонниками юлианского исчисления было нарушено постановление I Вселенского собора о недопустимости празднования Пасхи в одном году дважды.

В 1930 г. иеромонах Гликерий развернул активную деятельность по строительству старостильнических храмов. Многолетняя проповедь раскольнических воззрений начала приносить свои первые плоды. На средства уже сформировавшихся старостильных приходских общин в 1931-1932 гг. были построены храмы в деревнях Рэдэшени (Сучавский район), Брустури (Нямецкий район), Уречени-Нямц, Рэска, Богдэнешти, Дрэгушэни (Сучавский район) и в деревне Балш (Ясский район)18 . Интенсивность возведения храмовых зданий нарастала с каждым годом. Это привело к тому, что в 1936 г. последователи старостильного движения располагали почти четырьмя десятками церквей, находившихся, по преимуществу, в районе Молдавии19 . Несмотря на то, что в 1935 г. к группировке Гликерия (Тэнасе) присоединились афонские иеромонахи Зосима, Варух и Гимнасий, потребность в рукоположении новых священнослужителей оставалась достаточно острой20 . С целью обретения епископского посвящения иеромонах Гликерий в 1936 г. отправился в Афины, где к этому времени уже был сформирован старостильнический Синод Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции под председательством митрополита Флоринского Хризостома (Кавуридиса)21 . Однако греческие иерархи не решились пойти на этот шаг. После двухмесячного ожидания иеромонах Гликерий вместе со своими спутниками отправился в Югославию22 .

<>4. Зарождающийся румынский старостильный раскол и >

<>Русская Православная Церковь Заграницей>

По прибытии в Белград иеромонах Гликерий встретил архиепископа Анастасия (Грибановского). Изложив свою проблему будущему Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), румынские старостильники получили от него рекомендацию обратиться для разрешения вопроса в Будапешт к епископу Венскому Серафиму (Ляде), который мог бы поставлять священников для румынской схизмы. Отсутствовавшего в Будапеште епископа Серафима монахи разыскали в Вене, но тот по невыясненной причине отказался исполнить их просьбу23 . Весьма странная прораскольническая позиция архиепископа Анастасия находит сегодня свое историческое объяснение.

 Митрополит Анастасий (Грибановский), Первоиерарх РПЦЗ в 1936-1964 гг.
<>Фото 3. Митрополит Анастасий (Грибановский), Первоиерарх РПЦЗ в 1936-1964 гг.>

В январе 1918 г. Румыния оккупировала Бессарабию, ранее входившую в состав Российской Империи. Несмотря на протесты патриарха Московского Тихона, Кишиневская епархия была незаконно и антиканонично включена в состав Румынской Церкви. Архиепископ Кишиневский Анастасий (Грибановский) даже не был допущен румынскими властями в пределы своей епархии, а его викарные епископы Гавриил и Дионисий за отказ в подчинении Румынскому Синоду были выдворены в Россию24 . Все русские приходы в Бессарабии были вынуждены признать румынскую церковную власть и вскоре испытали жесточайшее давление, направленное на ликвидацию всех русских элементов церковной традиции. В частности, было запрещено совершение богослужения на церковно-славянском языке, соблюдение старого стиля и иные русские литургические особенности25 . В 1926 г. русские церковные общины присоединились к голосу протестующих против совершения Пасхи одновременно с католиками, а русское духовенство Бухареста, прямо игнорируя патриарший указ, праздновало Пасху по юлианскому исчислению26 .

Обострение противоречий между священноначалием Румынской Церкви и русскими приходами побудило последних обратиться к Архиерейскому Синоду РПЦЗ с просьбой о включении их в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. Данное прошение было удовлетворено, а духовное возглавление русской паствы в Румынии было вверено епископу Венскому Серафиму (Лядэ). Реакцией румынских светских и церковных властей на переподчинение русскоязычных приходов явилось резкое усиление давления на русское духовенство. После того, как в 1937 г. репрессивные меры по отношению к русским священнослужителям в Румынии перестали исключать тюремное заключение, произошел разрыв взаимоотношений РПЦЗ и Румынского Патриархата27 . В контексте изложенных исторических обстоятельств готовность архиепископа Анастасия (Грибановского) к углублению старостильного раскола в Румынской Церкви посредством поставления священников для группировки Гликерия (Тэнасе) представляется психологически объясняемой. Тем не менее, даже вполне справедливое недовольство политикой Румынского Патриархата не оправдывает поощрение раскольнической деятельности, что является грехом против Церкви. Означенное обстоятельство еще раз подтверждает то, что Русская Зарубежная Церковь в своем историческом развитии переживала периоды антиканоничного противления не только Матери-Церкви Российской, но и всей полноте Вселенского Православия.

<>5. Румынское старостильничество в 1936-1955 гг.>

Сразу по возвращении в Румынию иеромонах Гликерий продолжил свою активную храмостроительную деятельность и в короткие сроки храмы были построены более чем в десяти деревнях28 . Однако вскоре начался период наиболее суровых гонений на последователей румынского старостильничества, началом которого принято считать сентябрь 1936 г. В это время был произведен массовый арест как клириков, так и рядовых приверженцев схизмы. Данная акция была осуществлена в рамках программы по борьбе со старокалендарным расколом, предпринятой патриархом Румынским Мироном (Кристей), в 1936-1939 гг. совмещавшим священнослужение с должностью премьер-министра Румынии. По его прямому распоряжению у старостильников были отобраны все построенные храмы29 . В 1937 г. иеромонах Гликерий (Тэнасе) был осужден на два года лишения свободы, по истечении которых он, совместно с иеродиаконом Давидом (Бидаску), удалился в непроходимые леса. Опасаясь повторного осуждения, оба скитальца около двух лет жили в землянках и пребывали в полной безвестности. В 1941 г. они расположили к себе жителей деревни Слатиоара (Сучавский район), рассказав им о видении, якобы бывшем иеромонаху Гликерию. Согласно «прозрениям» старостильного отшельника, неотвратимо приближались страшные апокалиптические времена, одним из знамений которых явилась календарная реформа в Церкви. Более того, 1982 год был объявлен годом пришествия антихриста30 . Эсхатологический испуг, охвативший жителей Слатиоары, крепко сплотил их вокруг пришлых монахов, превратив в последующем данное поселение в центр румынского старостильничества.

По окончании II Мировой войны в Румынии наметилось потепление отношения государственной власти к старостильному расколу, что позволило иеромонаху Гликерию беспрепятственно начать созидание Румынской Старостильной Церкви. В 1947 г. в деревне Слатиоара началось строительство Спасо-Преображенского Слатиоарского монастыря, предполагавшегося как убежище для всех рассеянных по стране старостильных монахов. Монастырь был задуман как грандиозный комплекс с трехэтажными братскими корпусами и большим храмом, выполненным в византийском архитектурном стиле. Активная деятельность иеромонаха Гликерия привела к возобновлению прежнего количества приходских церквей уже к 1950 г. 31

Начавшееся в послевоенные годы возрождение старостильничества сразу же столкнулось с трудноразрешимой задачей острой нехватки духовенства. К этому времени в расколе пребывало только три носителя иерейского сана32 . В надежде на благосклонность и понимание ригористичного заштатного епископа Галактиона (Кордуна), бывшего секретаря Священного Синода Румынского Патриархата, в 1947 г. схизматиками к нему была направлена делегация33 . Старокалендаристы просили епископа возглавить «Традиционную Православную Церковь Востока», как тогда официально именовалась Старостильная Церковь Румынии. Иерарх дал свое согласие, но выдвинул своим условием окончание строительства Слатиоарского монастыря, где для него должны были быть созданы соответствующие условия проживания и быта. Однако завершение строительных работ планировалось только к 1955 г., что побудило епископа Галактиона отсрочить свой переход в схизму34 .

После усиления влияния коммунистической партии в Румынии, к 1950 г. было возобновлено давление на старокалендарную схизму. Основной акцент представители гражданской власти делали на идее разгрома Слатиоарского монастыря, рассматривавшегося как духовный центр румынского старостильничества. В феврале 1952 г. все насельники обители были арестованы, осуждены на два года заключения и отправлены в лагеря, из которых некоторые монахи так и не вернулись. Старостильная группировка, лишившись государственной регистрации, снова перешла на нелегальное существование. По истечении срока наказания схизматики вернулись в Слатиоару. Было решено возобновить переговоры с епископом Галактионом 35.

<>6. Румынская Старостильная Церковь в 1955-2007 гг.>

Весной 1955 г. старостильническая делегация встретилась с епископом Галактионом, который уже был готов исполнить свое прежнее обещание. Официальное свидетельство о добровольном переходе епископа Галактиона (Кордуна) в старостильничество было составлено и заверено подписью государственного нотариуса 5/18 апреля 1955 г.36 В этом же документе уклонившийся в раскол иерарх наградил себя пышным титулом «архиепископ и митрополит Традиционной Православной Церкви Востока». Вскоре после этого была составлена Омология, в которой новоизбранный митрополит Галактион, заявляя о приверженности церковной традиции, констатировал свой переход в старостильничество. Данная Омология 13 апреля 1955 г. была отправлена патриарху Московскому Алексию I (Симанскому) и патриарху Болгарскому Кириллу (Маркову), с которыми митрополит Галактион был знаком еще со времен обучения в Санкт-Петербургской Духовной Академии37 . Однако поддержки с их стороны он не добился, а, спустя несколько дней, патриархом Румынским Юстинианом был запрещен в священнослужении38 .

Митрополит Галактион (Кордун)
<>Фото 4. Митрополит Галактион (Кордун)>

Несмотря на пребывание под каноническим прещением, митрополит Галактион в июне 1955 г. прибыл в Слатиоару, где был радушно встречен и отслужил торжественную литургию, во время которой возвел иеромонаха Гликерия в достоинство архимандрита39 . В ближайшее время старостильнический Первоиерарх рукоположил значительное количество иереев и диаконов40 .

Органы государственной власти, преследуя цель недопущения появления новой церковной структуры в Румынии, заключили митрополита Галактиона, архимандрита Гликерия и некоторых из новорукоположенных клириков в различных монастырях под домашний арест. Однако данные меры не предотвратили проведение новых диаконских и иерейских хиротоний41 . Более того, устроение Румынской Старостильной Церкви предполагало архиерейские посвящения. В 1956 г. митрополит Галактион совершил недопустимое с позиции церковных канонов деяние единоличного архиерейского поставления, во время которого был рукоположен епископ Евлогий (Ота)42 . Далее, совместно с епископом Евлогием, митрополит Галактион возвел в архиерейское звание архимандрита Мефодия (Мариначе). Черед епископской хиротонии для архимандрита Гликерия наступил в ноябре 1956 г. На следующий день после посвящения епископ Гликерий отбыл в Слатиоарский монастырь, в котором безвыездно пребывал до конца своих дней43 .

Епископ Евлогий (Ота)
<>Фото 5. Епископ Евлогий (Ота)>

Факт единоличного посвящения епископа митрополитом Галактионом ставит под вопрос каноничность румынской старостильнической иерархии, поскольку святые каноны однозначно запрещают участие в епископской хиротонии только одного архиерея. Согласно 1 правилу святых Апостолов «Епископа да поставляют два или три епископа». Данное предписание подтверждают также 3 правило VII Вселенского собора; 19 и 23 правила Антиохийского собора; 12 правило Лаодикийского собора; 6 правило Сардикийского собора; 13, 49 и 50 правила Карфагенского собора, а 4 правило I Вселенского собора гласит: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно [...] по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамат: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ея митрополиту». Таким образом, непременным условием посвящения во епископа православные каноны признают одобрение этого действия всеми епископами области (или их большинством), во главе с Первоиерархом, а также участие в рукоположении трех, или, по крайней мере, двух архиереев. Таким образом, происхождение иерархии Румынской Старостильной Церкви связано с грубым попранием церковных правил, что проявилось в неканоничном характере как процедуры избрания новых епископов, совершившейся без участия местного румынского епископата, так и самого епископского посвящения, проходившего без необходимого числа участников. В силу перечисленных обстоятельств можно утверждать, что с позиций православного канонического права Румынская Старостильная Церковь имеет сомнительный характер канонического достоинства своего епископата. Однако окончательное определение канонического статуса данной раскольнической структуры подвластно только соборному решению Церкви.

Митрополит Галактион (Кордун) скончался в 1959 г. и был погребен в Слатиоарской обители. По его завещанию Первоиерархом Румынской Старостильной Церкви в сане митрополита стал епископ Гликерий (Тэнасе). В 1960 г. начался новый виток давления на старокалендарную схизму, в результате чего многие клирики и даже епископ Евлогий (Ота) были подвергнуты тюремному заключению. Положение несколько стабилизировалось в 1963-1964 гг., когда все священнослужители получили освобождение44 .

В последующие годы заметно продолжалось церковное строительство. Так, в 1962 г. был построен храм в Бухаресте, в 1967 г. был учрежден монастырь в Чучова, а в 1979 г. было завершено строительство большого собора Слатиоарского монастыря45 . Кроме того, были совершены новые епископские хиротонии. В октябре 1968 г. во епископа был рукоположен архимандрит Сильвестр (Онофреи), в ноябре 1978 г. был рукоположен епископ Сучавский Косьма (Лостун), а в ноябре 1981 г. архиерейское посвящение принял епископ Нямецкий Демосфен (Ионица)46 . Показательно, что к 1992 г. епископ Демосфен за принадлежность к раскольнической группировке провел в тюрьме в общей сложности одиннадцать с половиной лет47 . В 1984 г. был рукоположен епископ Власий (Могырзан), а 1985 г. состоялась архиерейская хиротония епископа Бачэйского Геннадия (Георге)48 .

Первоиерархи румынских и греческих старокалендаристов митрополит Коринфский Каллист (Макрис) (слева) и митрополит Румынский Гликерий (Тэнасе) (справа). Слатиоара, 1979 г.
<>Фото 6. Первоиерархи румынских и греческих старокалендаристов митрополит Коринфский Каллист (Макрис) (слева) и митрополит Румынский Гликерий (Тэнасе) (справа). Слатиоара, 1979 г.>

Наряду с расширением епископата, в Румынской Старостильной Церкви наблюдались естественные процессы уменьшения числа архиереев по причине умирания. В июле 1977 г. упокоился епископ Мефодий (Мариначе), в 1978 г. епископ Евлогий (Ота)49 .

Долгие годы после обретения иерархического устроения румынская старостильная юрисдикция оставалась неизвестной за пределами своего государства. Ее изолированность от внешнего мира была нарушена в 1977 г., когда румынский старостильный священник Василий Пэтрэческу прибыл в Грецию и был принят иерархами «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции. Иерей Василий поведал греческим старостильникам о существовании аналогичной группировки в Румынии, чем вызвал живой интерес у греческих схизматиков, стремившихся к преодолению собственной изоляции от всего православного мира50 . Возникшие тенденции к объединению двух раскольнических юрисдикций были реализованы после того, как в феврале 1979 г. митрополиты Каллист (Макрис) Коринфский и Антоний (Фанасис) Мегаридский отложились от «флоринитского» Синода и образовали «каллистовский» Синод Церкви ИПХ Греции51 . Осенью 1979 г. иерархами «каллистовского» Синода был принят представитель румынского старостильничества епископ Сильвестр (Онофреи), после собеседования с которым 30 октября/12 ноября 1979 г. было подписано соглашение о взаимном признании действительности епископских хиротоний в обеих группировках и об установлении между ними евхаристического общения52 . Ответное посещение Румынской Старостильной Церкви греческой стороной было осуществлено в апреле 1980 г. В состав делегации «каллистовского» Синода вошли епископ Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас) и епископ Пентапольский Каллиопий (Янакулопулос). Восторгу и ликованию румынских схизматиков не было предела. Сослужение иерархов обеих старостильнических юрисдикций в Спасо-Преображенском Слатиоарском монастыре было отмечено огромным стечением народа, насчитывавшим около 3000 человек53 .

В январе 1985 г. в Греции происходило объединение разрозненных старостильнических юрисдикций, в том числе и «каллистовской».

Икона митрополита Гликерия (Тэнасе)
<>Фото 7. Икона митрополита Гликерия (Тэнасе)>
Митрополиты Иоанн (Баскиу) Сицилийский и Киприан (Куцумбас) Оропосский выступили с критикой этой интеграции и образовали новую юрисдикцию, получившую наименование «Синод Противостоящих» Церкви ИПХ Греции. Новообразованная структура сохранила единство с Румынской Старостильной Церковью54 .

Для румынских схизматиков 1985 г. был ознаменован не только образованием «Синода Противостоящих», но и постигшей их тяжелой утратой. 15/28 июня на 95 году жизни скончался многолетний поборник и вдохновитель борьбы за идею старостильной церкви в Румынии митрополит Гликерий (Тэнасе).

Митрополит Сильвестр (Онофреи)
<>Фото 8. Митрополит Сильвестр (Онофреи), Первоиерарх Румынской Старостильной Церкви в 1985-1992 гг.>
Спустя ровно четырнадцать лет после его кончины, 15/28 июня 1992 г. Синодом Румынской Старостильной Церкви он был причислен к лику святых как святитель и исповедник55 . Следующим Первоиерархом был избран епископ Сильвестр (Онофреи) (1985-1992 гг.), а после его смерти в 1992 г. управление румынской старостильной юрисдикцией возглавил здравствующий и поныне митрополит Слатиоарский Власий (Могырзан).

После падения в 1990 г. коммунистического режима во главе с Николаем Чаушеску, Румынская Старостильная Церковь вновь обрела легальный статус своего существования. В 1992 г. митрополит Власий обратился в Архиерейский Синод РПЦЗ с просьбой об установлении евхаристического общения. Данное пожелание было полностью удовлетворено на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ от 15/28 ноября 1992 г.56

В 1992 г. были рукоположены следующие иерархи Румынской Старостильной Церкви:

  • 1. Софроний (Отел), епископ Сучавский;
  • 2. Феодосий (Скутару), епископ Брашовский;
  • 3. Пахомий (Морар), епископ Вранчейский (скончался 24 мая 2006 г.).

В октябре 2004 г. в Румынской Старостильной Церкви были рукоположены следующие иерархи:

  • 1. Иосиф (Могырзан), епископ Боточанский (племянник митрополита Власия);
  • 2. Флавиан (Баргоиану), епископ Ильфовский57 .

Евхаристическое общение между РПЦЗ и Румынской Старостильной Церковью было прервано в 2006 г. по инициативе Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, что явилось следствием выполнения последним непременного условия, необходимого для подписания Акта о Каноническом Общении с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. По поводу данного деяния митрополит Слатиоарский Власий 9/22 мая 2007 г. опубликовал Меморандум, в котором заявил о нежелании прерывать общение с теми иерархами РПЦЗ, которые не пожелали подписать Акт о Каноническом Общении58 .

Первоиерархи раскольнического союза старостильных Церквей10.jpg
<>Фото 9. Первоиерархи раскольнического союза старостильных Церквей. (Слева направо) Митрополит Слатиоарский Власий (Румынская Старостильная Церковь), митрополит Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас) («Синод Противостоящих» Церкви ИПХ Греции), епископ Триадистийский Фотий (Сиромахов) (Болгарская Старостильная Церковь)><>Фото 10. Первоиерархи раскольнического союза старостильных Церквей>

В настоящее время Румынская Старостильная Церковь входит в союз раскольнических юрисдикций, объединяющий ее с «Синодом Противостоящих» Церкви ИПХ Греции, Болгарской Старостильной Церковью и так называемым Временным Высшим Церковным Управлением Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ), возглавляемым епископом Одесским Агафангелом (Пашковским), отделившимся от РПЦЗ в 2007 г.В ноябре 2007 г. состав епископата Румынской Старостильной Церкви был расширен за счет проведения трех архиерейских хиротоний. В частности, были рукоположены следующие иерархи:

  • 1. Гликерий, епископ Ясский;
  • 2. Дионисий, епископ Галатский;
  • 3. Евлогий, епископ Сибиу59 .

Согласно имеющимся данным, Румынская Старостильная Церковь насчитывает около 2 миллионов60 (по другим сведениям около 3 миллионов61 ) последователей, 160 священников (45 из которых монахи), 26 диаконов, 290 монахов, 510 монахинь, 130 приходских храмов, 6 мужских и 7 женских монастырей, 21 скит. Синодальная администрация расположена при Спасо-Преображенском Слатиоарском монастыре, в котором проживает около 100 монахов62 .

Официальными органами Румынской Старостильной Церкви являются журналы «Православное Предание» и «Катакомбы Православия».

По состоянию на 2008 г. епископат Румынской Старостильной Православной Церкви состоит из следующих иерархов63 :

  • 1. Власий (Могырзан), архиепископ и митрополит Слатиоарский, Председатель Синода;
  • 2. Демосфен (Ионица), епископ Нямецкий;
  • 3. Геннадий (Георге), епископ Бачэйский;
  • 4. Софроний (Отел), епископ Сучавский;
  • 5. Феодосий (Скутару), епископ Брашовский;
  • 6. Иосиф (Могырзан), епископ Боточавский;
  • 7. Флавиан (Баргоиану), епископ Ильфовский;
  • 8. Антоний, епископ Плоэстийский;
  • 9. Гликерий, епископ Ясский;
  • 10. Дионисий, епископ Галатский;
  • 11. Евлогий, епископ Сибиу.

<>7. Раскол епископа Сучавского Косьмы (Лостуна)>

Архиепископ и митрополит Слатиоарский Власий (Могырзан), Первоиерарх Румынской Старостильной Церкви
<>Фото 11. Архиепископ и митрополит Слатиоарский Власий (Могырзан), Первоиерарх Румынской Старостильной Церкви>

Подобно греческому старостильничеству, румынская старокалендарная схизма также была подвержена соблазну внутренних конфликтов, приводящих к расколу внутри раскола. После того, как в 1984 г. в Слатиоарском монастыре случился пожар, было установлено, что возгорание началось сразу в шести местах. Епископы Сильвестр (Онофреи) и Демосфен (Ионица) обвинили в поджоге епископа Сучавского Косьму (Лостуна)64 . Вероятнее всего обвинение было беспочвенным, что вызвало чувство обиды и посеяло внутренние напряжения. Взаимоотношения с «Синодом Противостоящих» епископ Косьма начал подвергать острой критике, поскольку Председатель данной юрисдикции, митрополит Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас), известен своим лояльным отношением к новостильным Православным Церквам. Оппозиционный румынский иерарх долгое время находился в отчуждении, проживая в своей родной деревне Ватра Дорнеи, где основал Дорнелорский монастырь65 . После избрания в 1992 г. митрополита Власия главой Румынской Старостильной Церкви, епископ Косьма заявил об уходе из юрисдикции Румынской Старостильной Церкви. В том же году он образовал Румынскую Истинную (Старостильную) Православную Церковь, которая 25 мая 2000 г. вступила в общение с «каллиникитским» Синодом Церкви ИПХ Греции, возглавляемым митрополитом Ламийским Каллиником (Ханиотисом). Примечательно, что поскольку епископ Косьма к этому времени уже не мог ходить, его приняли как епископа на покое. Экзархом «каллиникитского» Синода в Румынии был назначен митрополит Эгинский Христофор (Ангелопулос)66 . Первым священником Румынской Старостильной Церкви юрисдикции епископа Косьмы стал его секретарь Анфим Бичар, рукоположенный во иерея в 2001 г.67

Скончался епископ Косьма 4/17 февраля 2002 г.68 Отпевание по просьбе его родственников было совершено митрополитом Слатиоарским Власием в сослужении подчиненных ему епископов и митрополита Оропосского и Филийского Киприана. Изволением близких покойного была осуществлена также передача скита, в котором жил епископ Косьма, в юрисдикцию митрополита Власия69 .

В конце мая 2002 г. митрополит Эгинский Христофор, иерарх «каллиникитского» Синода Церкви ИПХ Греции во время своего посещения Румынии совершил монашеский постриг и рукоположение иеромонаха Каллиника (Некату). Кроме того, в данную юрисдикцию им был принят некий протосингел Модест70 .

В начале 2007 г. Румынский Экзархат «каллиникитского» Синода ЦИПХ Греции был преобразован в Экзархат Балканских стран и в настоящее время возглавляется митрополитом Месогейским и Островов Христофором (Ангелопулосом). В состав Экзархата входят монастырь святого Георгия в деревне Дамбовита и храм в честь иконы «Живоносный источник» в Бухаресте71 .

 

Примечания:

  • 1. Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαΐδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική θεώρησις του̃ παλαιοημερολογιτίκου ζητήματος κατά τε τη̃ν γένεσιν καί εξέλιξιν αυτου̃ εν Ελλάδι.- ’Αθήνα, 1981.- Σ. 69

  • 2. Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαίδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική ... Σ. 91.

  • 3. Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαίδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική ... Σ. 185.

  • 4. Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαίδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική ... Σ. 185.

  • 5. Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαίδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική ... Σ. 129.

  • 6. Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαίδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική ... Σ. 185.

  • 7. Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαίδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική ... Σ. 129.

  • 8. Vlasie, metropolitan of Romania. The Life of the Holy Hierarch and Confessor Glicherie of Romania.- Etna, California: CTOS, 1999.– P. 18-19.

  • 9. Ibid.- P. 20.

  • 10. Ibid.- P. 21-22.

  • 11. Ibid.

  • 12. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία τω̃ν Γνυσίων Ορθοδόξων Χηιστιανω̃ν τη̃ς Рουμανίας.- Φυλί, Αττικης: Έκδοσεις Ιέρας Επισκοπικής Μονής Αγιω̃ν Μαρτυρω̃ν Κυπριανού καί Ιουστίνης, 1981.- Σ. 13; Cassian (Anguelov-Bojankov), hieromonk. A scientific examination of the orthodox church calendar.- Etna, California: CTOS, 1998.- Р. 57.

 

  • 13. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 23.

  • 14. Ibid.

  • 15. Ibid.- P. 26.

  • 16. Ibid.- P. 28-29.

  • 17. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 31-32; Cassian (Anguelov-Bojankov), hieromonk. Op. cit.- Р. 57.
  • 18. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 35.

  • 19. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία Σ. 13.

 

  • 20. Vlasie, metropolitan of Romania. The Life of the Holy Hierarch … P. 37-38.

  • 21. Старостильный раскол возник в Элладской Православной Церкви сразу после проведения церковной календарной реформы, произошедшей в 1924 г. и предполагавшей замену юлианского календаря так называемым новоюлианским, фактически совпадающим с используемым в гражданской жизни календарем григорианским. За свою восьмидесятилетнюю историю старостильный раскол проявил высокую динамику дробления и образования новых псевдоцерковных структур, претендующих на статус Поместной Православной Церкви. По состоянию на июнь 2007 г. в мире существовало 10 независимых старостильнических юрисдикций в Греции, 1 в Румынии, 1 в Болгарии, 3 на территории Западной Европы и 5 в Соединенных Штатах Америки.

  • 22. Vlasie, metropolitan of Romania. The Life of the Holy Hierarch … P. 43-44.

  • 23. Ibid.- P. 44.

  • 24. Граббе Ю. П. Взаимоотношения Зарубежной Русской Церкви с Автокефальными Церквями и отделившимися частями Русской Церкви / Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14-11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии.- Белград, 1939.- С. 409.

  • 25. Николаев К. Н. Положение Православной Церкви после войны / Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14-11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии.- Белград, 1939.- С. 453.

  • 26. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία ... Σ. 13.

 

  • 27. Граббе Ю. П. Указ. соч.- С. 410.

  • 28. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 44-45.

  • 29. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία … Σ. 15.

 

  • 30. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 48-50.

  • 31. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία ... Σ. 17; Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 52.

 

  • 32. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία ... Σ. 19.

 

  • 33. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία ... Σ. 19.

 

  • 34. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 52.

  • 35. Ibid.- P. 53.

  • 36. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 54; Мосс Владимир. Указ. соч.- С. 245.

  • 37. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 54; Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία ... Σ. 19.

 

  • 38. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία ... Σ. 19.

 

  • 39. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 53-54.

  • 40. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία ... Σ. 19.

 

  • 41. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 55.

  • 42. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία ... Σ. 20.

 

  • 43. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 55-56.

  • 44. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 56-57.

  • 45. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία ... Σ. 21.

 

  • 46. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 57.

  • 47. Румынская Православная (Старостильная) Церковь // Вестник Германской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей.- Мюнхен.- 1992.- № 5.- С. 21.

  • 48. Arhiepiscop ?i Mitropolit Vlasie Mogarzan // Bisericа Ortodoxа de Stil Vechi din Romania [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.mitropoliaslatioara.ro/sfs1.php – Дата доступа: 04.02.2008; Sfantul Sinod // Bisericа Ortodoxа de Stil Vechi din Romania [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.mitropoliaslatioara.ro/sfs1.php – Дата доступа: 04.02.2008.

  • 49. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 57.

  • 50. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία … Σ. 23.

 

  • 51. Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαίδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική … Σ. 361.

 

  • 52. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία ... Σ. 23.

 

  • 53. Κυπριανός Κουτσούμπας, επίσκοπος Ωρωπου̃ καί Φυλη̃ς. Η Μαρτυρική Εκκλησία ... Σ. 23.

 

  • 54. Ambrose, bishop of Methoni. The Old Calendar Greek Church: A Brief History / The Old Calendar Orthodox Church of Greece.- Etna, California: CTOS, 1994.- P. 37; Chrysostomos, bishop of Etna and Exarch in America for the Synod of Old Calendarist Greek Orthodox Bishops under Mitropolitan Cyprian of Oropos and Fili. The Old Calendar Greek Church: A Critical Evaluation / The Old Calendar Orthodox Church of Greece.- Etna, California: CTOS, 1994.- Р. 69.

  • 55. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 61.

  • 56. Протокол о Румынской Старостильной Православной Церкви // Вестник Германской Епархии Русской Православной Церкви за границей.- Мюнхен.- 1993.- №1.- С. 11.

  • 57. Χειροτονες νων ᾿Επισκπων στν ᾿Αδελφ ᾿Εκκλησα το Πατρου Ημερολογου Ρουμανας // ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΤΟΥ ΠΑΤΡΙΟΥ ΗΜΕΡΟΛΟΓΙΟΥ. ΙΕΡΑ ΣΥΝΟΔΟΣ ΤΩΝ ΕΝΙΣΤΑΜΕΝΩΝ [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.synodinresistance.org/ – Дата доступа: 04.02.2008.

 

  • 58. Меморандум Предстоятеля Румынской Церкви Старокалендаристов митрополита Власия // Русская Православная Церковь Заграницей. Одесская и Запорожская епархии [Электронный ресурс]. – 2007. - Режим доступа: http://www.ipc.od.ua/_jizn_tcervi_txt_070529.html – Дата доступа: 15.06.2007.

  • 59. New Bishops Consecrated in Romania // ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΤΟΥ ΠΑΤΡΙΟΥ ΗΜΕΡΟΛΟΓΙΟΥ. ΙΕΡΑ ΣΥΝΟΔΟΣ ΤΩΝ ΕΝΙΣΤΑΜΕΝΩΝ [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.synodinresistance.org/ – Дата доступа: 04.02.2008.

 

  • 60. Савва (Янич), иеромонах. Вероотступничество.- М.: Русская идея, 2004.- С. 121.

  • 61. Анашкин Дмитрий. Приобретение или потеря? Что принесет Зарубежной Церкви объединение с Московским Патриархатом // НГ-Религии.- 2004.- 15 сентября.- С. 4.

  • 62. ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΡΟΥΜΑΝΙΚΗ ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΤΟΥ ΠΑΤΡΙΟΥ ΗΜΕΡΟΛΟΓΙΟΥ // ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΤΟΥ ΠΑΤΡΙΟΥ ΗΜΕΡΟΛΟΓΙΟΥ. ΙΕΡΑ ΣΥΝΟΔΟΣ ΤΩΝ ΕΝΙΣΤΑΜΕΝΩΝ [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.synodinresistance.org/Administration_el/Romania.html. – Дата доступа: 04.02.2008.

 

  • 63. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 13; ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΡΟΥΜΑΝΙΚΗ ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΤΟΥ ΠΑΤΡΙΟΥ ΗΜΕΡΟΛΟΓΙΟΥ // ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΤΟΥ ΠΑΤΡΙΟΥ ΗΜΕΡΟΛΟΓΙΟΥ. ΙΕΡΑ ΣΥΝΟΔΟΣ ΤΩΝ ΕΝΙΣΤΑΜΕΝΩΝ [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.synodinresistance.org/Administration_el/Romania.html. – Дата доступа: 04.02.2008.

 

  • 64. Род. в 1930 г. В юности стал последователем иеромонаха Гликерия (Тэнасе), от которого и принял монашеское пострижение. Рукоположен во иеромонаха и возведен во игумена в 1956 г. В 1977 г. рукоположен во епископа.

  • 65. Vlasie, metropolitan of Romania. Op. cit.- P. 58.

  • 66. Επίσκοπος π. Σουτσάβα Κοσμάς (Λαστούν) // Εκκλησία τω̃ν Γ.Ο.Χ. Ελλάδος καί Εξωτερικού [Электронный ресурс]. – 2007. - Режим доступа: http://www.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm – Дата доступа: 24.05.2007.

 

  • 67. Рукоположен первый священник ИПЦ Румынии (В общении с «каллиникитским» Синодом ИПЦ Греции) // Вертоград-Информ. [Электронный ресурс].- 2001.- Режим доступа: http://www.vertograd.ru/lst/02/02/214.html - Дата доступа: 20.09.2005.

  • 68. Επίσκοπος π. Σουτσάβα Κοσμάς (Λαστούν) // Εκκλησία τω̃ν Γ.Ο.Χ. Ελλάδος καί Εξωτερικού [Электронный ресурс]. – 2007. - Режим доступа: http://www.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm – Дата доступа: 24.05.2007.

 

  • 69. Скончался глава «каллиникитской» ветви Истинно-Православной Церкви Румынии // Вертоград-Информ. [Электронный ресурс].- 2002.- Режим доступа: http://www.vertograd.ru/lst/02/06/367html. - Дата доступа: 13.06.2005.

  • 70. Там же.

  • 71. Ιεροί ναοί καί μονές // Εκκλησία τω̃ν Γ.Ο.Χ. Ελλάδος καί Εξωτερικού [Электронный ресурс]. – 2007. - Режим доступа: http://www.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm – Дата доступа: 24.05.2007.