Образовательный портал о религиях мира


Греческая старостильная церковь


 Греческая старостильная церковь

Появление старостильных церковных объединений в Греции было связано с расколом православной Церкви Эллады, произошедшем вследствие неприятия частью духовенства и мирян введения в Греции григорианского календаря 10 марта (23 марта) 1924. 10 марта 1924 года Архиепископ Афинский, масон Хризостом (Пападопулос) ввёл в Церкви Греции новоюлианский календарь, очень близкий к григорианскому календарю. По мнению части приверженцев старостильных церквей иерархия Церкви Греции, подчинившаяся этому распоряжению, отпала от Православия в схизму. По мнению других, принявшие новый новоюлианский календарь «лишь» попрал церковные каноны. Хризостом Пападопулос был сподвижником Мелетия Метаксакиса. Мелетий Метаксакис (1871—1935) был избран Константинопольским патриархом в 1921 году, а затем Александрийским. В 1923 году провёл так называемый Всеправославный конгресс, на котором решено сократить постные дни, отменить безбрачие епископата и исправить календарь. В марте 1924 года новый календарь был введен в Константинопольской и Элладской церквах, 1 октября того же года — в Румынской церкви, а в 1926 году — в Александрийском патриархате.
В первое воскресенье после нововведения многие священники и миряне Греции, не принявшие новшество, собрались и создали представительство Церкви истинно-православных христиан — «Ассоциацию православных», которая в 1926 году была реорганизована под именем «Греческого религиозного общества ИПХ». Движение приобрело много сторонников после знамения Креста на небе, освятившаго храм, праздновавший Крестовоздвижение по юлианскому календарю. Сохранились фотографии, на которых благодаря свету от гигантского Креста в небе видно толпы народа и полицию, приехавшую до того разогнать церковное собрание. 13 мая 1935 года из новокалендарной схизмы в Истинно-Православную церковь с покаянием вернулись три епископа: Герман Димитриадский, Хризостом Флоринский и Хризостом Закинфский.
Реакцией новостильников на епископские хиротонии было ужесточение гонений на истинно-православных христиан. 11 июня 1935 года три старостильных архиерея были арестованы.
Новостильный предстоятель канонической Элладской Православной Церкви Хризостом I (Пападопулос) начал против них судебный процесс — с одной стороны, чтобы принудить епископов к каноническому подчинению, и с другой стороны, надеясь судебным процессом дискредитировать Истинно-Православную церковь. В 1937 году в ИПЦ произошёл раскол на две ветви: флоринитскую и матфеевскую. Первые считали действия большинства иерархов — попранием канонов, не ведущим к падению самой Церкви, как это произошло с римской церковью, а вторые сочли это достаточным для отпадения от Православия и не признания всех Таинств Элладской Православной Церкви. Несмотря на ведение переговоров с 1970-х годов эти принципиальные различия привели к появлению неканоничного священства в матфеевской ветви. Один иерарх Элладской Православной Церкви делал заявление, что члены старостильного движения также являются православными христианами.