Образовательный портал о религиях мира
Центр "Юнивер"
Центр "Юнивер"
Руководство>
Лидер - Жан Гавэр (Иван Гаврнленко).
Месторасположение центров>
Московская область: г. Щелково, г. Фрязино, деревня Гребнево. Москва:
театральный кружок в Институте химических технологий; до недавнего времени
вел курс обучения детей в школе No 48 г. Москвы, пока представителей культа
не выгнали оттуда по настоянию родителей учеников.
Доктрина>
Гавэр считает, что для него "наиболее близким по духу Учением является
философское наследие Николая и Елены Рерих" ([3], с. 25). Необходимо
отмстить, что в России почти нет такой секты, которая не использовала бы имя
Рерихов в качестве отмычки к сердцам учителей и директоров школ.
Обычно Гавэр выдает себя за посланника некой "цивилизации N". Эта
цивилизация якобы находится на Земле: "кроме людей, на Земле есть другие
цивилизации". Эта цивилизация духов якобы передавала людям эзотерические
оккультные знания. Гавриленко намекает, что распространением этих знаний он
занимается уже не первую жизнь: "У меня 8 имен и 8 образов в разных странах
и они известны во всех странах. Мои образы не связаны ни с какой
национальностью. В этих 8 образах я встречался со .многими людьми в других
странах в прежних жизнях".
Культ отличается от других собственным параноидальным толкованием
известных детских сказок, например, таких как "Колобок", "Иван-царевич и
серый волк" и прочих, а также отдельных произведений известных писателей,
например Пушкина и Экзюпери. Серый волк в юниверовской версии известной
сказки, приведенной в их учебнике, преподает науку тайноведения и
предупреждает Царя: "Направо пойдешь :- в Нижний Мир попадешь, налево
пойдешь - в Верхний Мир попадешь, прямо пойдешь - в средний мир попадешь"
([1], с. 65-66).
Поскольку перед Царем открываются три мира, следовательно, он смотрит
явно из своего, четвертого мира ("дворец"). Здесь стоит напомнить, что в
каббалистической традиции мир слагается из четырех сфер и человек должен
пройти через все четыре в своем космическом становлении.
Но самые интересные тексты в этих учебниках набраны по-французски:
"Традиции Каббалы и древа Сефиротов необходимы нам... Мы должны набросать
резюме обширного знания, перенесенного Загар и Каббалой" (Фрагмент из книги
Б. Эрчога "L' Imaginaire cancereux", приведенный в, с. 166).
Претендуя не только на французское происхождение, но и на знание
сокровенных тайн всех религий, Гавэр считает, что он постиг, например,
истинный смысл христианского креста, крест в его понимании - символ
оккультного мира, "символизирующий интимные отношения" ([3], с. 138-139).
Вообще все мироздание он уподобляет кресту и человеческому телу.
Показательно, где "учитель духовности" отводит место для Бога: "Аспект
духовности преобразуется и берет начало в той части тела, которая обычно
соотносится с функциями пола...".
Книги Гавэра перенасыщены "астралами", "чакрами" и "духами", равно как
и христианской богословской терминологией.
Первый том "Учебника живой духовности" открывается фотографией лично
Гавэра в однозначно ритуальном, а отнюдь не профессорском одеянии. В этом
учебнике дети призываются к медитации, а "Молитву Единой Веры" можно найти
просто по оглавлению первого тома учебника.
Характеристика>
Являясь малой частью мощного оккультного движения "Ныо Эйдж",
возникшего в конце 60-х годов в США, Центр "Юнивер" представляет собой культ
откровенно сатанистского толка с элементами черной магии.
Центр "Юнивер" классифицирован как деструктивная религиозная
организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в:
· Инициативном письме - депутатском запросе депутата Государственной
Думы Российской Федерации Н. В. Кривельской Министру внутренних дел
Российской Федерации генералу армии А. С. Куликову (январь 1997 г.);
· Итоговом заявлении Международного христианского семинара
"Тоталитарные секты в России", прошедшего в Москве 16-20 мая 1994 года;
· книге А. И. Хвыли-Одинтера "Опасные тоталитарные формы религиозных
сект" (1996 г.).
Официально "Юнивер" ставит своей целью "популяризацию знаний наших
предков о человеке".
"Юнивер", будучи сектой, выдает себя за образовательный центр; его
основатель Иван Гаврилснко считает, что нескольких лет обучения в МГПИИЯ
достаточно, чтобы называться французом "Жаном Гавэром" и требовать обращения
к себе "Ваше Превосходительство". "Юнивер" имеет свое
культурно-просветительское общество "Родник". Гавэр даже одно время
периодически вел телепередачу "Спокойной ночи, малыши".
Культ издавал собственные учебники для школ, именованные "Учебниками
живой духовности" и предназначенные для преподавания по предмету под
названием "Искусство быть и стать человеком". Изданы эти учебники при
поддержке государственных структур ("Научно-информационная внедренческая
фирма "ЮКИС" Системы Гособразования СССР. Центр непрерывной целевой
радиотехнической подготовки специалистов. Редакция литературы о культурных
традициях"). Второй том этого учебника спустя год был издан вообще
издательством Всероссийского Заочного Педагогического Института, тираж 100
тысяч. Книга пространно и выспренне рекомендуется к изучению неким "Центром
новых технологий и информатики", обладающим лицензией на право
педагогической деятельности Московского Департамента образования No 56,
протокол 12. Внедрение "юниверовских" методик в Москве поддерживалось бывшим
начальником Юго-Западного образовательного округа Москвы Евгением Ямбургом,
деньги на издание выделил коммерческий банк "Оптимум".
Отмечаются факты организации культом "Юнивер" беспорядков в г. Фрязино
Московской области и склонения лидером этого культа Гавэром юношей к
гомосексуализму.