Главная страница

Американская православная церковь :

Особые отношения связывают нас с Американской Православной Церковью, само
происхождение которой обусловлено миссионерской активностью Русской Церкви. 200
лет назад русские миссионеры - иноки Валаамского и Коневского монастырей -
пришли проповедовать слово Божие в Русскую Америку, тогда - удаленную часть
своего собственного Отечества. При этом они не ставили перед собой цель
русифицировать местное население - одним из первых их дел был перевод Священного
Писания и богослужебных книг на языки местных народов. И семена веры Христовой,
посеянные здесь, дали обильные всходы, а преподобный Герман Аляскинский и
святитель Иннокентий (Вениаминов) прославлены в лике святых.
Обширные пространства Северной Америки, особенно самые удаленные северные ее
части, в большинстве своем были открыты и изучены отважными русскими
исследователями. "Сотни русских названий на огромном пространстве, от самого
западного из Алеутских островов почти до залива Сан-Франциско, от самой южной
точки Аляски и до самой северной, свидетельствуют о замечательном подвиге нашего
народа". "Еще в XVIII веке, осваивая неведомый до того времени для европейцев
край, русские люди несли сюда и первые семена русского Православия. Среди
алеутов и жителей Аляски особенно памятно имя гражданина города Рыльска Курской
губернии купца Григория Ивановича Шелихова (1748 -1795 ) - основателя на той
земле первых постоянных русских поселений. Налаживая мирную торговлю с местными
жителями, обучая их промыслу, грамоте, счету, ..., подготавливая из местных
жителей переводчиков, мастеровых и мореходов, Шелихов одновременно стремился
внушить им основные понятия православной веры в Триединого Бога, в Христа
Спасителя, учил их начальным молитвам, подчас крестил их, так как священника
среди промышленников сначала не было; в различных местах устанавливал большие
деревянные кресты как символы того, что честь первого посещения и освоения
данных мест принадлежит русским православным людям" (Адамов А. Шелихов Г.И. -
М., 1952. С. 3..).
По представлению Григория Ивановича и близкого к нему человека, тоже купца,
жителя города Иркутска, Ивана Ларионовича Голикова, Святейший Синод назначил в
1793 г. в Аляску первую православную миссию, составленную, главным образом, из
валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Согласно
"Наставлению", полученному начальником миссии от Петербургского митрополита
Гавриила, главная цель ее заключалась в распространении света Христова среди
местного американского населения и создании Православной Церкви на чужбине.
В сентябре 1794 г., после долгого десятимесячного путешествия миссия прибыла к
месту своего назначения - на о. Кадьяк. Здесь миссионеров ждали суровые условия:
негостеприимный климат, чужие обычаи и пища, которая вызывала недомогания у
монахов. Предстояла трудная задача привести к познанию истинного Бога людей,
долгое время проживших во тьме язычества и обоготворяющих силы природы.
По прибытии миссионеры сразу построили храм, крестили и просвещали туземцев. Уже
к концу 1796 года число христиан в Северной Америке достигло 12 тысяч. Успеху
миссии сильно препятствовало жестокое и несправедливое отношение русских
промышленников к местному населению, о чем глава миссии архимандрит Иоасаф
неоднократно направлял доклады в Россию. Не получив ответа, он сам с двумя
другими монахами в 1798 году отправился в Сибирь для разрешения этого важного
вопроса. Здесь архим. Иоасаф был по решению Святейшего Синода хиротонисан во
епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии, с тем, чтобы имея авторитет
архиерея, он смог бы преодолеть препятствия к успеху миссионерства на Аляске. Но
на обратном пути корабль, на котором находился новохиротонисанный епископ
утонул, и все погибли.
Конечно, это была огромная потеря, но Промыслом Божиим самым видным миссионером
становится прпеподобный Герман Аляскинский , единственный в миссии монах, не
облеченный священным саном. Своей проповедью и делами христианского милосердия и
любви он привлек множество туземцев в лоно Православной Церкви.
В 1811 г. из-за обострившегося конфликта с главой компании русских
промышленников Св. Синод вынужден был закрыть Американскую епархиальную кафедру
и передать дела миссии Иркутской епархии.
В 1823 г. на о. Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии
митрополит Московский и Коломенский). Трудно переоценить его вклад в дело
просвещения Америки. Обладая поистине апостольской ревностью и обширными
знаниями в области этнографии и лингвистики о. Иоанн хорошо изучил язык и нравы
своей паствы. На острове Уналашке была открыта школа для мальчиков, в которой он
сам и преподавал. О. Иоанн даже создал алеутом письменность, которой у них до
этого не было, и перевел множество библейских богослужебных и поучительных
текстов.
После смерти супруги о. Иоанн (в 1849 г.), по благословению своего духовника
святителя Филарета (Дроздова), принимает монашеский постриг с именем Иннокентия,
а вскоре и хиротонию во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Прибыв
на кафедру в г. Новоархангельск (центр тогдашних русских владений), святитель
основал в Всеколониальную Школу для подготовки среди местного населения моряков,
картографов, врачей и др..
В 1867 г. Аляска была продана Америке, и в Русской Церкви шли разговоры о
упразднении миссии, но владыка Иннокентий видел в этом Промысл Божий
устраивающий всё во благое. В это время он писал, что для распространения
православной веры по всем Соединенным Штатам следует специально подготавливать
пастырей, чтобы они хорошо владели английским языком, и таким образом
Православие могло бы распространится по всей Америке.
В 1872 г. епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в
Сан-Франциско; тогда же в церковное богослужение был введен английский язык.
В конце XIX столетия масса эмигрантов, украинских безземельных крестьян, прибыла
из России в Канаду в поисках лучшей жизни. Православные украинцы становились
одними из первых носителей веры христианской в этой стране. Они объединялись в
приходские общины, воздвигали храмы и приглашали священнослужителей.
Покидали родные края и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. Испытывая социальную
нужду, они уезжали из родных Карпат в Америку. Многие из них принадлежали
униатскому расколу, но Господь вскоре воздвиг из их же среды добрых пастырей,
приведших многих в лоно Православия. Среди сих добрых делателей на ниве
Христовой особенно потрудился протоиерей Алексий Товт . Позже (в 1916 г.) была
даже открыта Питтсбургская епархия, прихожанами в которой являлись в основном
американцы карпаторосского происхождения. Всего в период с 1891 г. до Первой
мировой войны, с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около
120 униатских карпаторосских приходов.
В 1905 г. епархиальный центр Алеутской и Североамериканской епархии был
перенесен в Нью-Йорк всвязи с увеличением количества приходов на западе США. По
просьбе увеличившейся православной общины в Нью-Йорке Святейший Синод Русской
Православной Церкви ассигновал 20тысяч долларов, и в 1904 г. был воздвигнут
величественный храм во имя Святителя Николая. Заботами архиепископа Тихона
существовавшая в Миннеаполисе миссионерская школа была преобразована в
семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, в Пенсильвании открыт мужской
общежительный монастырь, был также сделан перевод богослужебных книг на
английский язык.
К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами -
Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии
(Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257
священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в
Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные
школы; насчитывала до 300 тысяч верующих. Северо-Американская миссия располагала
также своими печатными органами, в числе которых официальным являлся
"Американский Православный Вестник". Издавалась также православная народная
газета "Свет", ставившая своей задачей поддержание духа народности, память об
отечестве и защиту Православия в американской пастве.
Полнота русской православной церковной жизни в Америке уже в начале века
приводила к мысли русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В
1906 г. архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России
рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил
в 1916 г. и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте архиепископа Тихона и
его преемников тогда не суждено было сбыться.
Революция 1917 года в России очень болезненно отозвалась на православной жизни в
Америке. Накануне революции архиепископ Северо-Американский Евдоким (Мещерский)
и несколько священников уехали на Московский Собор 1917-1918 года. Из-за
разыгравшихся в России событий архиепископ Евдоким не смог вернуться в Америку,
и вскоре стал обновленцем. Регулярные сношения Церкви в Америке с Церковью в
России стали невозможны. Более того, вся духовная и финансовая поддержка,
осуществляемая Российской Церковью по отношению к Американской Православной
Церкви, мгновенно прекратилась. Американская Церковь оказалась в очень
затруднительном положении, что спровоцировало появление многих и весьма
критических проблем.
С целью разрешения этих проблем в Американской Церкви было решено созвать Собор,
второй по счету, что и осуществилось в 1919 году. На нем было принято решение
избрать нового епархиального архиерея. После отъезда архиепископа Евдокима,
Американской Церковью управлял его старший викарий - епископ Александр
(Немоловский). Почти единогласно второй Всеамериканский Собор избрал его
архиепископом Североамериканским, и избрание это было утверждено Святейшим
Патриархом Тихоном.
Но занимал он этот пост недолго. Встретившись с трудностями управления в
условиях вынужденного отрыва от Матери-Церкви, он не пожелал не только
оставаться на кафедре, но даже продолжать свое пребывание в Америке. Как только
из России в Америку прибыл митрополит Херсонский и Одесский Платон
(Рождественский), занимавший до этого Североамериканскую кафедру с 1907 по 1914
год, Преосвященный Александр передал ему все дела по управлению епархией (1922),
а сам отбыл в Европу.
Положение митрополита Платона как правящего архиерея в Америке было определено
на Американском Соборе 1922 года, а в 1923 году ему было направлено официальное
уведомление о назначении его на Североамериканскую кафедру.
До русской революции 1917 года Православие в Америке было структурно единым,
находясь в подчинении русскому епископу. Но когда свершился Октябрьский
переворот, произошло раздробление: греки основали свою епархию, сербы - свою,
арабы - свою и т.д. Таким образом, возникло, совершенно не в соответствии с
нормальным каноническим порядком, существование параллельных юрисдикций на
единой территории. Большой проблемой также было существование
раскольников-живоцерковников.
В 1924 году четвертый Всеамериканский Собор, ввиду нужды в крепком местном
управлении Церковью, провозгласил временное самоуправление Церкви в Америке,
долженствующее существовать до того момента, когда возможно будет восстановить
нормальные отношения с Церковью в России. Также Собор вновь подтвердил избрание
митрополита Платона и постановил приступить к разработке постоянного, полного
устава Американской Православной Церкви, но ввиду различных проблем и трудностей
в организации Церковь управлялась разными временными уставами в течение тридцати
последующих лет, пока, наконец, не пришла к утверждению постоянного.
В 1934 году скончался митрополит Платон. Снова был созван Собор, который
опять-таки сражался с проблемой разных юрисдикций, с живоцерковнической
проблемой и т.д. В этой связи еще раз было подтверждено временное самоуправление
Американской Церкви, а ее главой был избран архиепископ Феофил (Пашковский). Он
стал митрополитом всея Америки и Канады.
Некоторые церковные историки имеют несколько иной взгляд на причины и
последствия перехода Американской Церкви на самоуправление. В частности проф. К.
Е. Скурат в своей книге по истории Поместных Церквей пишет: "Жизнь Православной
Церкви в Америке несомненно вошла бы в нормальное русло, если бы митрополит
Платон сделал правильные выводы из событий, происшедших в России, и, сохраняя
сыновнее послушание высшей церковной власти, направил бы все свои духовные силы
на строительство местной церковной жизни. Американская Церковь не испытала бы
того тяжелого внутреннего кризиса, в который она вскоре попала, особенно после
прибытия из Москвы "живоцерковника" - женатого архиерея Иоанна Кедровского,
сумевшего представить себя перед американским судом в качестве "подлинного"
представителя высшей церковной власти в России и отнять у митрополита Платона
кафедральный собор в Нью-Йорке с резиденцией при нем. От митрополита Платона
вскоре стал требовать признания своей власти над ним и "Заграничный архиерейский
Синод" в Карловцах (Югославия). К сожалению, митрополит Платон не сделал из
всего этого должного вывода: утвердить единство православной американской паствы
с Матерью-Церковью, но повел ее по пути отчуждения. Церковную кафедру подчас он
стал использовать для политических выступлений, направленных против
Матери-Церкви и России.
В условиях отрыва от Матери-Церкви Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке
предстала одинокой перед хорошо организованными и целенаправленно действующими
католическими и протестантскими миссиями. Деятелям Православной Церкви в Америке
пришлось не думать о распространении Православия на американском континенте, что
присуще было их славным предшественникам, а больше заботиться о сохранении своей
паствы. Прежде всего трудным положением епархии не преминул воспользоваться
Ватикан, который начал привлекать к себе на началах унии выбитые из колеи
православные приходы. Стремились не отстать от него и протестанты. Последние
стали привлекать на свою сторону бедствующую Православную Церковь, оказывая ей
материальную помощь. Так, они назначили ежемесячное "жалованье" митрополиту
Платону, а также отпустили необходимые средства на созыв в 1924 г. Детройтского
Собора, который принял первое антиканоническое постановление о временной
автономии Русской Православной Церкви в Америке без предварительной консультации
и согласия на то со стороны Матери-Церкви, хотя и отметил необходимость
урегулирования отношений с Русской Церковью в будущем.
Когда Святейший Патриарх Тихон узнал о неканонической деятельности митрополита
Платона, то незамедлительно в январе 1924 г. специальным указом освободил его от
управления Североамериканской епархией. Митрополит Платон патриаршего указа не
принял и последовательно повел американскую паству к полному отрыву ее от
Матери-Церкви. Положение осложнилось еще тем, что 7 апреля (н. ст.) 1925 г.
Патриарх Тихон скончался. После кончины Святейшего Патриарха оживились
внутренние церковные расколы в Русской Православной Церкви и, естественно,
главное внимание высшей церковной администрации теперь было направлено на
упорядочение внутренней жизни. Только в марте 1933 г. решением Заместителя
Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского) и Священного
Синода для выяснения сложившейся на американском континенте обстановки, а также
для ознакомления с действительным отношением митрополита Платона к Матери-Церкви
и оставленной им Родине был направлен в Америку настоятель Трехсвятительского
подворья в Париже архиепископ Вениамин (Федченков)."
В связи с заявлением митрополита Платона о разрыве канонических отношений и
своем выходе из подчинения Матери-Церкви, решением Патриаршего Местоблюстителя
митрополита Сергия и Священного Синода в 1933 г. правящим архиереем в
Североамериканскую епархию был назначен Вениамин (Федченков) с титулом
архиепископа Алеутского и Североамериканского, в звании Экзарха Московской
Патриархии. Так был учрежден Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной
Америке, объединивший верные Матери-Церкви приходы и просуществовавший до 10
апреля 1970 г., когда в связи с дарованием автокефалии Православной Церкви в
Америке он был упразднен.
В 40-х годах Церковь в России обрела некоторую свободу и состоялось избрание
патриарха (1943 г.). Церковь в Америке радовалась этому и искала примирения с
Матерью-Церковью. В связи с этим на 7-ом Всеамериканском Соборе (1946 г.) было
принято решение просить у Русской Матери-Церкви предоставления автономии. В то
время переговоры успехом не увенчались.
На 13-ом Всеамериканском Соборе (1967 г.) был поставлен вопрос об официальной
перемене названия Церкви, которое тогда звучало: Русская Православная
Греко-Кафолическая Церковь в Америке. Епископат запретил Собору принять решение
по этому вопросу, так как считал его слишком преждевременным. После длительных
прений по вопросу, архиереи всё же допустили неофициальное голосование.
Голосование состоялось, и подавляющее большинство выступило за переименование в
"Православную Церковь в Америке".
К концу 1960-х годов вновь начались переговоры представителей Американской
митрополии с Русской Православной Церковью, в результате которых в апреле 1970
года Православной Церкви в Америке была дарована автокефалия. Этот новый статус
Церкви был принят и подтверждён в октябре 1970 г. на четырнадцатом
Всеамериканском Соборе, который стал первым Собором Поместной автокефальной
Православной Церкви в Америке. В это время предстоятелем Церкви являлся Ириней,
Митрополит всея Америки и Канады.
Пятнадцатая по диптиху в великой семье автокефальных Православных Церквей
Поместная Православная Церковь в Америке имеет все необходимое для своего
самостоятельного бытия. Она располагает 16 епархиями, имеет более 500 приходов
(в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле) и насчитывает около
миллиона человек паствы.
В 1971 г. в состав Православной Церкви в Америке была принята Албанская епархия
в США согласно ее прошению. В том же году Православная Церковь в Америке
организовала в Австралии миссию, во главе которой был поставлен администратор в
сане архимандрита. Деятельность миссии дала положительные результаты - в 1974 г.
несколько православных русских общин "карловчан" получили канонический статус
под юрисдикцией Православной Церкви в Америке.
Весной 1972 г. к Православной Церкви в Америке присоединилось свыше 20
священников и около 20 тысяч мирян Мексиканской Национальной Старокатолической
Церкви (образовалась в 20-х годах текущего столетия). В связи с этим был
образован Мексиканский Экзархат.
Еще до объявления автокефалии Православной Церкви в Америке часть православных
румын вместе со священниками - около 40 приходов США и Канады, отделившихся в
1951 г. от Церкви в Америке Румынского Патриархата. Последняя выделила
присоединившиеся приходы в автономную епархию под названием "Румынская
православная епископия Америки" и присвоила ее епископу титул "Детройтский и
Мичиганский".
В настоящее время Православная Церковь в Америке имеет мужские и женские
монастыри, три Духовных Семинарии и Академию. Также действуют курсы по
подготовке диаконов. На курсы принимаются, как правило, люди зрелого возраста,
уже имеющие гражданскую специальность. Почти в каждом приходе имеются воскресные
школы. Программы и материалы для них подготавливаются и издаются Комитетом
религиозного образования Церкви.
Широко поставлена и издательская деятельность: ежегодно выпускается церковный
календарь, а также множество журналов и газет на разных языках. Кроме этого,
имеются и другие издания как на английском, так и на русском языках разных
организаций, связанных с Церковью, - Федерации русских православных клубов (в
нее входят родившиеся в Америке православные), Всеамериканской организации
православных женщин, организации взаимопомощи, братства и сестричества и т. п.