Образовательный портал о религиях мира
Религия в древней Скандинавии
В древней Скандинавии вся частная жизнь была проникнута религией; все
находилось под покровительством богов. Их изображения нередко
вырезались на столбиках кресел, на подножиях кроватей и стульев. Многие
отцы семейств имели на своих дворах особенные храмы, где, по обычаю
предков, с таинственными обрядами, освященными преданием, приносились
жертвы хранителям-богам, которых почитали особенно благосклонными к
себе. Эти святилища часто бывали очень обширны: высокие частоколы
окружали их снаружи; внутренние стены обивались обоями; вдоль стен, на
лавках, сидели боги; знатнейшие из них на высоких креслах; все они были
в великолепных одеждах, блистали серебром и золотом. Никому не
дозволялось входить с оружием в храмы, потому что пред лицом богов
человек должен быть безоружен. Всякая нечистота изгонялась из храмов. В
них не могли совершаться никакие насилия, ни убийства. Жилища богов
почитались столь священными, что разбойники, убийцы и нидинги
(бесчестные, трусы) не смели находиться вблизи их. Оскорбивший святыню
храма и нарушивший мир и безопасность, которыми пользовались места,
посвященные богам, считался величайшим злодеем: его называли Vargr i
veum, и с этим именем он нигде не находил безопасности, становился
бездомным странником, и жилища Вальхаллы были для него закрыты.
В
отчаянном положении и при всех важных предприятиях спрашивали волю
богов и приносили им жертвы. По крови жертв заключали об их милости или
гневе. Также узнавали их волю посредством метания священных палочек,
украшенных ликами богов, - и самые неукротимые воины смиренно
покорялись велениям неба.
От тех времен сохранились каменные алтари
и другие памятники, больше или меньше искаженные; многие из них совсем
исчезли, тем более что множество древних храмов обратилось в
христианские церкви. Думают, что до переселения асов вовсе не были
известны особенные храмы на Севере; всего чаше религиозные обряды
совершались под открытым небом, или для того избирались какие-нибудь
освященные места. Таковы, по мнению многих, жертвенные камни, еще
теперь существующие в Болмсе, Смоланде, в Скани и других местах Швеции.
К числу таких древних святилищ весьма вероятно причисляют встречающиеся
во многих странах Скандинавии круги или рундели (Rundlar), из камней,
очень плотно и тщательно сложенных. Они разной величины, от 10 до 20
аршин в окружности, видом походят на небесный свод и находятся в
близком расстоянии одних от других. В их середине заметны явные следы
очага, на котором, как на алтарях древних персидских огнепоклонников,
вероятно, зажигался огонь, знак первобытного света или творческой силы
природы. Встречаются также камни, сложенные в виде четырехугольников,
углы которых расположены по странам света, иногда в виде треугольников,
в середине которых утверждены также камни. На такие рундели для
приношения жертв намекает шотландский бард, Оссиан, рассказывая в своих
песнях о «прибытии северного короля Сварана в Ирландии, о его войнах с
Кухулином и Фингалом, о кругах Лоды и парящем над ними ужасном духе, о
камнях власти, пред которым клянется сильному божеству северный герой
Дутмаруно»<…>
Судные и жертвенные места были одни и те же,
богослужение тесно связано было с судопроизводством, то и другое
сопровождалось таинственными обрядами, производившими сильное
впечатление на чувство. Все это придавало общественным делам
торжественность и святость, и только такими средствами древние
законодатели могли обуздывать дикую силу и свободных людей того времени
удерживать в пределах законного порядка.