Последние десятилетия итальянский учёный-археолог Джузеппе Орефичи ведёт раскопки этого красивого, но в то же время таинственного места - Кауачи. Им были открыты около сорока курганов, на которых возвышались глинобитные пирамидальные сооружения. Его ближайший друг Элен Сильверман, написавший об этом загадочном месте книгу, тоже принимал участие в раскопках пирамид. Нам не терпится узнать поскорее, что же это за место, о котором мало кто до настоящего времени слышал и вряд ли кто-нибудь читал в газетах или смотрел об этом фильм! Это место – Кауачи, которое притягивает своими тайнами и загадками ученых, археологов, историков, исследователей, да и просто туристов со всего мира.
Давайте более глубоко заглянем в то далекое время для того, чтобы понять, зачем и для чего люди строили эти колоссальные сооружения и рисовали на песке всему миру известные изображения, видимые только с высоты птичьего полёта.
Итак, со словом Кауачи (Cahuachi) мы представляем себе перуанский археологический памятник, существовавший примерно в первых веках нашей эры. Этот памятник был самым крупнейшим церемониальным культурным центром Наска, который возвышался над пустыней с колоссальными изображениями, которые называются геоглифами. Плато Наска – известнейшая перуанская равнина в Южной Америке, на которой нарисованы изображения животных, растений, людей, а также множество геометрических фигур и линий. До сих пор остается загадкой их происхождение. Существует большое количество теорий и гипотез их появления. Нет ответа на вопрос: почему эти изображения просматриваются только с высоты. Именно в таком загадочном и таинственном месте и были открыты пирамиды Кауачи. Учеными-историками и археологами было установлено, что около шести с половиной тысяч лет назад Кауачи был религиозным и духовным центром Наска и служил для перуанцев местом массового паломничества, связанным с церемониями и жертвоприношениями.
Одна из самых известных построек Кауачи - Большой Храм. Это многоступенчатая пирамида более двадцати метров в высоту. Большой Храм расположен на вершине огромного холма и обнесён высоченной каменной стеной. Вокруг этого колоссального сооружения построены ещё несколько зданий и площадей, которые тоже огорожены каменными стенами. Наибольшая площадь имеет размеры сорок пять на семьдесят пять метров.
Некоторые учёные считают, что именно отсюда и поступали приказы и распоряжения создавать гигантские изображения в пустыне Наска. Геоглифы были нарисованы на почве в виде огромных фигур различных животных, которые в тех краях и не водились, например, обезьян, касаток, тюленей.
Учёными-археологами и историками было доказано, что Кауачи не был городом, а лишь храмовым центром площадью двадцать пять квадратных километра. Площадь этой территории не настолько велика, чтобы там постоянно могли проживать люди. Иначе говоря, там, по всей видимости, никто не жил. Но зачем же тогда на этой небольшой по размеру территории располагалось около сорока пирамид и каково их назначение, остается загадкой. Исследователь Орефичи выяснил, что жрецы стекались в Кауачи со всех уголков страны и питались кушаньями, которые им специально привозили издалека паломники. Привозя с собой пищу, паломники выменивали её на разного рода амулеты и благословления жрецов. На самом же деле о религиозной культуре того времени мы знаем, действительно, очень мало. Учёные считают, что жители Наска верили в богов четырёх стихий: моря, земли, огня, небес. На всей территории Кауачи стояли статуи с изображениями богов: дикий кот, бог-сокол, бог-касатка, мифическая птица и др. Позже у жителей Наска появились ещё два бога: богиня плодородия и летящий бог войны.
Уже более двадцати семи лет Орефичи раскапывает религиозный и духовный центр Наска - комплекс Кауачи. Сухой и жаркий климат очень помогает археологам. Благодаря такому климату почти все находки хорошо сохранились и находятся в отличном состоянии. По словам ученых и исследователей, а также туристов, находящихся вблизи пирамид Кауачи, все они получили заряд энергии и здоровья. Существует множество легенд и слухов, что происходит чудотворное исцеление совсем безнадежно больных людей, так как от пирамид исходит какая-то необъяснимая мощная энергия. Поэтому люди, побывавшие здесь хотя бы один раз, испытывают притяжение к этому загадочному и таинственному месту, к пирамидам Кауачи.
Чаще всего в этих скромных погребениях находили разного рода черепки разбитых сосудов, фигурки глиняных человечков, орудия труда. Орефичи рассказывает о том, что индейцы не хотели, чтобы их подношениями воспользовался кто-то из живых, поэтому они и клали в гробницы никому ненужные вещи. Интересный факт, что на одном из сосудов нашли рисунок пингвина. Это вызвало у ученых недоумение, откуда в пустыне пингвины?
Орефичи был просто ошеломлен, когда он обнаружил огромнейшую могилу размером четыре метра на два метра и глубиной около трёх метров. В ней находилось около двух сотен объектов: золотые ложки и кубки, тридцать четыре тыквы, около тридцати огромных ивовых корзин, сотни различных ваз с полихромным рисунком, ткани, останки различных животных, а также два скелета — мужчины в позе зародыша и двухлетнего ребенка, завернутого в роскошную ткань.
Радости ученого не было предела. Так много находок, и все нетронуты! По оценке археолога из-за наводнений, землетрясений и разного рода катаклизмов жрецы Наска в четвёртом веке нашей эры создали огромнейший схрон. Они предчувствовали, что их конец близок. Земля покрывается глиной, и пирамиды разрушаются, поэтому они начали приносить жертвы для того, чтобы боги смягчили своё решение и простили их.
В схронах Наска Орефичи ещё нашел очень много тыкв, хотя этот овощ был нетипичен для перуанцев. Его также восхитили и ткани, которые были найдены в схронах. Они представляли собой большие отрезы, размером два на полтора метра, расписанные яркими красками, что также было нетипично для культуры Наска. Краски были настолько насыщены, что казалось ткани были окрашены прямо сегодня. Один из самых больших схронов сохранил огромнейшую коллекцию расписных тканей, найденных на сегодняшний день. Также по археологическим находкам можно судить, что были захоронены предметы различных периодов. Джузеппе Орефичи удалось по крупицам восстановить жизнь народов Наска времён заката великой цивилизации.
Начиная со второго века до нашей эры, индейцы Наска понемногу расселялись на южных побережьях Перу. Они жили в постройках из адобов (кирпич-сырец) и квинчей (плетеный тростник, обмазанный глиной), а также имели общественные и культовые здания для разного рода событий. От второго до восьмого века нашей эры на ранней стадии развития культуры и техники Наски, самую важную и главную роль играли вышеупомянутые жрецы, которые в основном и управляли народом.
Судя по фигуркам животных, нарисованных на керамике (ремесло у Наски было развито просто восхитительно) и других предметах обихода, мы можем судить, что, например, такие звери как кошки, считались священными животными.
В четвёртом веке нашей эры люди оставили Кауачи, а в шестом веке цивилизация Наска окончательно исчезла из-за наступления пустыни и прочих природных катаклизмов.
Орефичи представил свои находки и собранный материал на пресс-конференции во Флоренции, где также присутствовали и такие мировые учёные как Никола Мазини и Энцо Риццо (кстати, они в прошлом году совершили грандиозные открытия в отслеживании рисунков Наска сделанных со спутника).
Совсем недавно в паре километров от центра Кауачи, Орефичи обнаружил на юге Перу новые пирамиды Наска!
В настоящее время большая часть погребений Кауачи ещё неизвестна, поэтому исследователям есть над чем работать. Однако внезапно появилась еще одна не менее глобальная проблема: 18 января 2009 года сильнейшая стихия чуть было не уничтожила всем известные перуанские рисунки с лица земли. Как правило, в этих районах обычно засушливый климат, но на этот раз после продолжительных дождей с гор Анд сошли огромные потоки воды, которые принесли с собой грязь и глину и накрыли толстым слоем поверхность Наски, скрыв одно из величайших и загадочных произведений древнейшей цивилизации. Более тридцати геоглифов оказались в зоне бедствия.