Остров Пасхи нередко называют островом загадок. И не случайно. Здесь практически на каждом шагу можно встретиться с той или иной до сих пор не разгаданной тайной, услышать легенды, «научно» объясняющие то или иное загадочное явление.
Наиболее изученная статуя находится рядом с вулканом Рано Рараку. Сам вулкан находится в тридцати километрах от Рангша Роа и более известен среди местных жителей и исследователей острова как «фабрика статуй». Вулкан Рано Рараку представляет собой гигантскую мастерскую скульптора и одновременно единственный в мире натуральный музей каменного века под открытым небом. Трудно сказать, какой здесь была обстановка в пору, когда появились первые моаи. Наверняка, все в округе кипело, бурлило, повсюду копошилась масса людей, создававших исполинов. Сейчас же здесь царят тишина, удивительное спокойствие и какая-то безмятежность, нарушаемая лишь восторженными возгласами туристов.
Моаи повсюду: на склонах вулкана, у небольшого озерка — в сотне метров от Рано Рараку, у подножия горы. Каждая из статуй пронумерована исследователями. Что же касается их размера, то самая маленькая высотой около трех метров, самая большая достигает 25. Вот уж, действительно: можно много читать об этих исполинах, но чтобы почувствовать их величественную мощь, надо побыть рядом с ними. Поражают даже не размеры скульптур. В конце концов к ним можно привыкнуть, как, наверное, привыкаешь к небоскребу, если постоянно видишь его перед глазами. Поразительны «излучаемые» моаи мудрость, достоинство, какое-то особое очарование. «Стоя на склоне горы, они смотрят с непостижимым спокойствием на море и землю, и сразу чувствуешь, как их контуры начинают вас увлекать, несмотря на всю свою упрощенность, — пишет английская исследовательница Раутледж. — И чем больше предаешься такому созерцанию, тем сильнее становится ощущение спокойного благородства».
Практически все скульптуры сделаны «на одно лицо». Во время поездки по острову нам показали только одного моаи, который отличался от своих «собратьев». У остальных же — узкая и длинная голова на короткой шее и мощный торс. У каждого моаи — низко скошенный лоб, длинные уши, грубо выделанный нос с раздутыми ноздрями и сомкнутые губы. Характерно и то, что все статуи смотрят в небо (быть может, поэтому жители других островов Полинезии называют остров Пасхи «Мата ки те Ранау» — «Взгляд в небо»?).
Поднимаясь по склону вулкана, можно обратить внимание на огромные ниши-проемы, которыми изобилует склон горы. Именно здесь древние зодчие создавали свои произведения. Во всяком случае так считается. Собственно говоря, эти ниши дают представление о том, как проходил творческий процесс. Самое удивительное то, как уверяют местные экскурсоводы, что в качестве инструмента-резца использовалось простое сланцевое рубило. Выбрав в скале подходящее место и наметив контуры будущего истукана, мастер высекал сначала лицевую часть, а затем боковые (именно в таком виде находится почти законченный 27-метровый гигант, приросший к скале лишь спиной). Все части статуи тщательно обрабатывались и полировались. Затем, отделив от скалы, изваяние стаскивали вниз по склону. Поставив моаи на возвышение, мастера обозначали глаза, наносили черты лица, вырубали руки, обрабатывали корпус.
Находясь в окружении застывших статуй, невольно задаешься вопросом, о чем же думали безымянные скульпторы, создавая свои творения, что они означают, когда, наконец, были сооружены.
Что же касается исследователей, то, по мнению некоторых ученых, моаи были изготовлены в период между 856 и 1680 годом. Но это всего лишь предположение, хотя в 1774 году английский мореплаватель Джеймс Кук писал: «Эти любопытные монументы, которые превосходят возможности нынешних жителей острова, дают основание предполагать, что они — свидетельство лучших времен».
Что же произошло на острове? Что заставило людей неожиданно прекратить работу? Почему так много статуй остались незавершенными? Причем находятся они в таком положении, что кажется, работа закончена всего какой-то час назад, а мастера ушли на обед и вот-вот вернутся и приступят к работе. Глядя на хаотично разбросанные статуи, можно лишь предположить, что в районе вулкана произошло какое-то стихийное бедствие, которое и приостановило работы. Скульптуры лежат на земле, стоят прямо или наклонившись. Одни моаи застыли в глубине кратера, другие «вышли» за гребень горы, как бы направляясь к океану, третьи спешат по склону Рано Рараку. Так и кажется, что невидимая сила гнала моаи вперед, а затем неожиданно остановила их. Остается загадкой и то, как древние островитяне, не имея ни подъемных кранов, ни других специальных сооружений, передвигали многотонных гигантов. Ведь большинство моаи разбросаны по всему острову (в общей сложности их около восьмисот), а изготовлены они на склонах Рано Рараку. В частности, площадки находятся от вулкана на расстоянии 30, а то и больше километров. Какими приспособлениями пользовались островитяне, чтобы переносить скульптуры на такое расстояние? (В 1868 году, когда возникла необходимость транспортировать одну статую на английское судно «Топаз» всего на несколько сот метров, потребовались усилия двухсот моряков и стольких же местных жителей.)
Археолог Карлос Муньос предполагает, что об одном из предполагаемых способов перемещения многотонных скульптур все и так знают: ” Шкаф или любой другой подобный предмет имеет две позиции равновесия. Одна устойчивая, когда шкаф стоит на всей площади основания, другая неустойчивая — на ребре основания. И вполне достаточно толчка, чтобы шкаф повернулся и тем самым преодолел определенное расстояние. Наклоняя его то вправо, то влево и каждый раз делая четверть оборота, можно передвигать шкаф, не затрачивая особых усилий. Возможно, что так же действовали и островитяне. В положении неустойчивого равновесия основание моаи приподнимается, и этого достаточно, чтобы преодолеть небольшое расстояние. При этом соприкосновение статуи с землей минимальное, трение уменьшается и передвижение становится менее затруднительным”.
Карлос Муньос подметил, что при таком методе требуются лишь веревки и короткие деревянные рычаги. Веревки — для того чтобы удерживать статую в необходимом равновесии и осуществлять боковое балансирующее движение. С помощью же рычагов можно управлять вращением каменного гиганта. При помощи рычагов — больших деревянных столбов — поднимали голову скульптуры и подкладывали под нее камень за камнем до тех пор, пока моаи не занимал вертикальное положение.
Но с какой целью создавались эти каменные идолы? Кого они представляли? Каким богам служили?
Увы, на эти вопросы пока нет точного ответа, хотя люди задумываются над ними чуть ли не с первого дня после открытия европейцами острова. Тот же Джеймс Кук считал, что статуи создавались в память вождей или королей острова. Адмирал Роггевен, давший название острову, полагал, что речь идет об идолах, которым поклонялись островитяне. Некоторые исследователи утверждали, что гиганты являются памятниками высокопоставленным особам. Священник Себастьян Энглерт, проживший большую часть жизни на острове и занимавшийся его изучением, считал, что статуи воспроизводят «аринга ора», то есть «живущее лицо». Предполагается также, что остров Пасхи некогда был центром архипелага, где хоронили умерших. Моаи же выполняли функцию надгробных памятников.
Но опять-таки все это лишь гипотезы.