У организмов других планет с более развитыми органами чувств вполне могут существовать рецепторы, качественно совершенно неизвестные нам и воспринимающие явления, о которых мы и не подозреваем.
X. Шепли
Наш организм приспособлен к некоторым из существующих колебаний эфира. Мы не знаем, сколько есть видов этих колебаний, но те существа, которые были бы приспособлены к их неизвестным нам видам, имели бы совершенно иное представление о мире, совершенно другие познания и совершенно иные способы действия.
Карл Дюирель
В некоторых частях человеческого мозга, быть может, скрывается орган, который способен передавать и принимать другие электрические лучи с длинами волн, еще не определенными посредством инструментов. Эти лучи могли бы передавать мысль от мозга одного человека к другому. Таким путем можно было бы объяснить обнаруженные случаи передачи мыслей и многие примеры «совпадений».
У. Крукс
Телепатия является одной из самых загадочных способностей человека. На протяжении веков, возможно и тысячелетий, не утихают споры о том, реальна ли телепатия. Уже в первобытной культуре, в мифологических, магических и религиозных воззрениях древнего человека присутствует вера в возможность оказывать мысленное влияние на расстоянии. В легендах и преданиях о древнейших цивилизациях планеты есть упоминания, что люди в древности применяли телепатические способности гораздо чаще и в большем объеме, чем современные жители Земли.
Наука настороженно относится к таким сведениям, так как, с точки зрения материалистического взгляда на мир, любое, в том числе и мысленное, влияние на расстоянии предполагает посредника — носителя воздействия. Но есть ли такой материальный носитель психики, который способен выйти за пределы породившего его организма, в частности мозга? Он должен какое-то время вести внетелесное существование в иной среде обитания и оказывать влияние на поведение и функциональное состояние другого организма. Иными словами, должен быть носитель психики, психического. Его поисками человечество и занято вот уже несколько тысячелетий.
Первобытный человек наделял каждый живой и неживой объект окружающей природы своего рода двойником — душой. Душа, по мнению древних, перемещаясь во времени и пространстве, вступала в общение с другими душами. Впечатления блуждающей души при ее возвращении в тело воспринимаются спящим как сновидение или откровения.
Постепенно в древнейших представлениях человека о душе сложилось убеждение, что из человеческого тела выделяется особая, светящаяся в темноте субстанция. Она признавалась видимым проявлением «мировой души» и сближалась, а иногда и отождествлялась со светом или пламенем. Подобные представления известны с незапамятных времен.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Происхождение слова душа— от глагола дутьи существительного дух— указывает на дуновение, дыхание как образ души. Латинское animaозначает прежде всего воздух, ветери лишь затем — жизнь, душа.По христианским воззрениям, Бог, создав Адама из глины, вдохнул в него душу в виде пара; говорят и о воспарении души после смерти.
Тема телепатии очень тесно связана с понятием души, носителя психического, единого мирового пространства.
Учение о всеобщей одухотворенности получило название гилозоизм.Под душой в этом учении понимали движущее начало всех вещей. Единое материальное начало Вселенной образует ее «душу». Оно пронизывает все тела. Душа же всякого живого человека есть часть этой вселенской «души». Когда человек умирает, его душа возвращается к своему целому — к этой всеобщей «душе». Душа человека материальна, она — частица, или искорка, общей субстанции Космоса.
Философы Древней Греции заложили принцип единогов мироздание. По мнению Фалеса Милетского (640–550 до н. э.), магнит потому притягивает другие тела, что обладает душой, от которой исходит притяжение. Лишь одушевленные тела способны вызвать движение.
Однако наибольшим успехом представления о всеобщей одухотворенности пользовались в XV–XVI веках. Это было связано с возрождением древней идеи одушевленного мирового флюида, посредством которого человек способен воздействовать на живые разумные организмы на расстоянии. Флюид означает некую субстанцию, жидкость, истекающую материю. Слово происходит от латинского fluidus— текущий.
Истоки идеи о флюиде следует искать в недрах цивилизаций, возникших в странах Востока за несколько тысячелетий до нашей эры.
В Китае, Индии, Иране, Японии, в Тибете и на Гималаях очень трепетно относятся к взаимосвязям между проявленным миром и той силой, которая влияет на физическую природу явлений. Мудрецы Востока считали, что движущей силой всех высших начал являются особые субтильные колебания, вибрации, звуки или ритмы не физической, но духовной природы. Их не услышать ухом, но только сердцем. Их не произнести устами, но только мозгом.
В странах Востока это проявилось в представлении о пране,а в античной Европе — в представлениях о пневме— некой субстанции, присущей предметам. Прана и пневма — это нечто большее, чем просто дыхание, нервная энергия, жизненная сила, мыслительные способности, интеллект или воля. Равноценными пране можно считать представления о жизненных энергиях Ци, Ки,или Чи,характерные для ряда стран Востока. Древнегреческая философия черпала из сокровищницы знаний Востока: Пифагор, Эмпедокл и Демокрит имели непосредственную связь с культурой и наукой Востока.
ИЗ АРХИВА СОБЫТИЙ
Пифагор (VI в. до н. э.) в своем сочинении «Гармония сфер» утверждал, что каждое небесное и поднебесное тело, все живое и сущее производит при движении особые звуки, ритмы или вибрации согласно своей природе. Эти вибрации создают всеобщую гармонию, в которой каждый элемент входит составной частью в единое целое.
Демокрит (ок. 460–370 до н. э.) выдвинул гипотезу о существовании в пространстве неделимых и непроницаемых частиц — атомов. Им присущи такие качества, как твердость, тяжесть, плотность. Среди всех атомов наиболее подвижны легкие и шарообразные атомы огня, которые образуют душу.
Эпикур (ок. 341–270 до н. э.), в отличие от Демокрита, полагал, что вещество, дарующее телу жизнь и психику, неоднородно; материал души состоит из четырех элементов: огня, пневмы, ветра и еще одного «безымянного» элемента — носителя проявлений психического.
Тит Лукреций Кар (99–55 до н. э.), последователь Эпикура, дал название этой субстанции — дух (animus),душа, как помним, называлась anima.В поэме Лукреция «О природе вещей» душа рассматривается как одна из разновидностей материи. Тело, по Лукрецию, состоит из более грубой материи, душа же отличается легкостью, тонкостью и подвижностью. Философ полагал, что предметы непрерывно испускают образы, которые, вылетая с большой скоростью, толкают перед собой атомы воздуха, входящие в соприкосновение с глазом, проникающие сквозь зрачок и вызывающие зрительные ощущения.
Ученики и последователи Аристотеля — перипатетики — рассматривали душу как вещество и движение. До нашего времени это представление сохранилось в выражениях типа «движения души», «порывы души». Именно в тот период душе приписали собственный, сугубо материальный носитель, способный продвигаться только во внутрителесном пространстве, не выходя за его пределы. Носителем стала считаться пневма.
Учение о пневме широко применялось в школе стоиков, которую создал Зенон в IV веке. Космос рассматривался стоиками как единое целое, состоящее из множества разновидностей пневмы, одной из которых является душа. Согласно учению стоиков, мировая пневма идентична мировой душе — божественному огню. При своем рождении человек посредством дыхания захватывает внешнюю пневму, под влиянием которой его внутренняя, вегетативная (питательная) пневма превращается в психическую. Нервы стали рассматриваться как проводящие пневму каналы.
Учение о пневме использовали многие столетия.
Знаменитый врач Гален (129–199) подразделял пневму на жизненную и психическую. Согласно Галену, нервные пути — это русло, по которому течет подобная подогретому воздуху пневма. Именно Гален приписал пневме способность «вылета» за пределы организма для взаимодействия с внешним воздухом. Органы чувств, например глаз, «касаются» того или иного удаленного предмета, т. е. как бы осязают его. Поэтому каждому органу чувств присуща своя, особая пневма: зрительная — светообразна, слуховая — воздухоподобна. Почти полтора тысячелетия продержались подобные представления.
Английский физик и придворный врач Уильям Гильберт (1544–1603) в книге «О магните, магнитных телах и о большом магните — Земле» (Лондон, 1600) все еще объясняет электрические явления «истечениями», а магнетизм рассматривает как особую силу, напоминающую силу «одушевленного существа».
Но можно ли провести четкую границу между материальным и духовным? Материальна ли психическая энергия?
Философ Плотин (204–269) любой психический акт рассматривал как действие чисто духовное. Уже в те времена было замечено, что есть таинственное влияние одних людей на других.
Арабский врач Плин (III в. н. э.) утверждал, что душа человека обладает силой воздействия на другие души, создавая в них равновесие, способствующее выздоровлению. Нарушенное равновесие порождает болезнь.
Знаменитый Ибн Сина, или Авиценна (980—1037), признавал возможность воздействия одного человека на другого на расстоянии. Для Авиценны пневма — это летучая субстанция, зарождающаяся из парообразных частей четырех соков организма, субстрат всех жизненных и психических явлений.
Итальянский философ Бернардино Телезио (1509–1588) полагал, что теплота и холод как два противоборствующих принципа лежат в основе Природы. Теплота служит материальным носителем возникающих в организме психических явлений.
Великий анатом Везалий (1514–1564) в своем трактате «О строении человеческого тела» (1543) применил понятие животные духи.«Животные духи» являются носителем психического, это всего-навсего переименованная «психическая пневма» Галена.
Но Декарт (1596–1650) сделал достаточно прогрессивный вывод: он стал рассматривать «животные духи» как носителей скорее нервного, а не психического начала. «Животные духи», по Декарту, — это тела, которые крайне малы и движутся очень быстро; никаких других свойств они не имеют, но способны отражаться от поверхности мозга подобно световому лучу. Ощущения же возникают благодаря движению «животных духов».
Английский врач Т. Уиллис (1621–1675) полагал, что носителем нервного процесса являются особые «ани-мальные» частицы, природа которых сходна с природой света. Эти частицы распространяются по нервам лучеобразно, отражаясь и преломляясь средними частями мозга, подобными системе оптических зеркал.
Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571–1630) в работах по психофизиологии зрения определяет последнее как чувственную деятельность раздражимой и наполненной «зрительным духом» сетчатки. «Зрительный дух» для Кеплера — это очень тонкое вещество, разлагающееся под действием собранного хрусталиком света.
Великий физик И. Ньютон (1642–1727) поддержал гипотезу об «эфирной» природе нервного процесса.
В работе «Оптика» он поставил вопрос: не является ли процесс, происходящий в зрительных нервах, вибрацией частиц эфира?
Создание Общества психических исследований
В 1867 году в Лондоне «для философского обсуждения всяких вопросов, в особенности тех, которые лежат в корне разногласий, разъединяющих человечество», было основано Диалектическое общество. Оно создало специальную комиссию, отчет которой о спиритизме был заслушан в 1871 году.
Комиссия сделала вывод о реальности феноменов спиритизма. Решено было образовать специальное общество для исследования спиритических и других отрицаемых официальной наукой того времени явлений.
В 1882 году в Лондоне такое общество было основано. Цель общества была записана в уставе: «Исследовать без предрассудка или предубеждения и в научном духе такие способности человека, реальные или предполагаемые, которые кажутся необъяснимыми любой всеобще признанной гипотезой».
Общество психических исследований стало всемирно знаменитым. В разные годы членами общества были У Крукс, У Баррет, О. Лодж, Г. Герц, Г. Маркони, Ю. Охо-рович, А. М. Бутлеров, А. Уоллес, Ш. Рише, М. Кюри, У Джеймс, И. Бернгейм, П. Жане и многие другие ученые. Еще в 1867 году А. Уоллес в книге «Сверхъестественное с точки зрения науки» особо подчеркнул, что «вопрос о так называемом сверхъестественном, развивающийся из явлений животного магнетизма, ясновидения и современного спиритизма, есть достояние опытной науки».
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Термин телепатия,что означает ощущение, чувствование, сострадание на расстоянии,предложили основатели Общества психических исследований Э. Гёрней, Ф. Майерс и Ф. Подмор. Они впервые использовали его в книге «Прижизненные призраки и другие телепатические явления», изданной в 1886 году в Лондоне. В ней были собраны сотни случаев бытовой передачи мыслей и чувств от человека к человеку на расстоянии, иногда значительном.
Волшебная сила лягушачьей лапки
6 ноября 1780 года итальянский врач и физик Луиджи Гальвани (1737–1798) произвел знаменитый опыт, наблюдая сокращение нервно-мышечного препарата лягушачьей лапки при его соприкосновении с металлом. Свой «Трактат о силах электричества при мышечном движении» Гальвани издал в 1791 году. Понятие «нервный флюид» он заменил равноценным ему «электрическим флюидом», употребляя наряду с последним и словосочетание «нервно-электрический флюид».
ИЗ АРХИВА СОБЫТИЙ
Представление о тождестве нервного и электрического начал долго было предметом споров в среде ученых, но окончательно укрепилось после работ известного немецкого философа и физиолога Э. Дюбуа-Реймона.
В 1848–1849 годах он опубликовал свои наблюдения под названием «Исследования по животному электричеству».
Замечательный русский физиолог И. М. Сеченов (1829–1905) в книге «О животном электричестве» (СПб., 1862) отметил: «Было время — и оно прошло еще очень недавно — когда главнейшая, почти исключительная задача электрофизиологии заключалась в том, чтобы доказать тождество так называемой нервной силы с электрической». В 1862 году Сеченов под «животным электричеством» понимал «электродинамическую деятельность нервов и мышц и явления электрического раздражения этих органов», т. е. все то, что составляет предмет исследования электрофизиологии в ее современном понимании.