Родниковая вода

 Родниковая вода

          Лучшая вода — это вода родников, но не всех, а протекающих по чистой земле или по земле каменистой, где она лучше сохраняется от загнивания. Хороша также вода в роднике, открытом солнцу и ветру, и в потоке, текущем по глинистому руслу, поскольку глина очищает воду, забирает у нее посторонние примесИ, делает ее прозрачной. Но глина в русле должна быть чистой, без примесей ила, соли и др. К сожалению, распространённое представление о чистоте и целебных свойствах родниковой воды в наше время уже не в полной мере соответствует действительности. Воздух и почва отравлены множеством вредных веществ. Свинец из выхлопных труб автомобилей и продукты разложения пластмассы, диоксиды и ядохимикаты, нитраты и ртуть растворяются в ручьях, проникают в почву, разносятся талыми водами, проникая в почву до глубины в несколько десятков метров. Естественно, что родниковые и грунтовые воды, накапливая все эти продукты человеческого хозяйствования, не только теряют свои естественные благотворные свойства, но иногда могут представлять опасность для здоровья. И, тем не менее, остается еще множество родников, вода из которых способствует полноценному восстановлению физических и душевных сил.

          Степень чистоты и целебных свойств источника, по народным верованиям, не была одинаковой в разное календарное время. По белорусским свидетельствам, самые массовые паломничества к родникам и святым источникам начинались весной после первого грома, т. к. считалось, что гром, преследующий чертей, очищает водоемы от нечистой силы. Родники (ключи, студеницы, криницы) и реки, стекающие с гор и возвышенностей, всегда были в почете у славян. К родникам ходили не только за святой водой. Чай, приготовленный Из ключевой воды, подавали к праздникам или к приходу гостей. Воду из родника брали с молитвой. За километр до родника уже нельзя было разговаривать и смеяться, а ходить туда можно только в первой половине дня. Считалось, что у родника можно было даже оставить свои беды и болезни. Воплощением этого представления является ритуал завязывания у источника белой тряпочки. Повсеместно было распространено поверье, что если прочитать у родника определенную молитву или заговор против болезни, жизненной неурядицы и тому подобного, а потом завязать на дереве у источника белую тряпочку, то твоя проблема в этом узле и останется. Делать это следовало на рассвете или закате. Кстати, развязывать узелки строго воспрещалось, иначе болезнь перекинется на развязавшего.

          На Руси существовал такой интересный обычай, связанный с родником. При болезнях, приписываемых сглазу, рано до восхода солнца или на утренней заре отправлялись к ключу, зачерпывали воду по течению, сосуд с водой плотно закрывали и, возвращались домой. Шли туда и обратно молча, не оглядываясь, не здороваясь со встречными. При набирании воды старались опередить друг друга, чтобы набрать самую целебную, никем не потревоженную («непочатую») воду; при набирании воды бросали в источник монеты, хлеб, обращались к воде с ритуальными приветствиями и поздравлениями; на берегу и прибрежных кустах оставляли (как жертву источнику) свои платки, шейные кресты, лоскутки одежды и т. п. Возвратившись домой, опускали в принесенную воду три горячих уголька, комочек печной глины, щепоть соли и сбрызгивали этой водой больного или обливали его по два раза в сутки на утренней и вечерней заре с приговором: «С гуся вода, с лебедя вода, с тебя — худоба». Иногда давали больному испить этой воды, смачивали ею грудь против сердца и затем все, что осталось в чашке, выливали под притолоку.

          Нередко использовалась для лечения речная и колодезная вода. Правда, целебной считалась лишь та, которая бралась до восхода солнца, пока никто еще ее не зачерпнул, так называемая непочатая вода. Причем, если воду для лечения брали из реки, черпать ее надо было обязательно против течения.

          Однако на праздник Купалы (7 июля) целебными свойствами наделялась всякая вода. Поэтому в этот день все старались искупаться в каком-нибудь водоеме, твердо веря в то, что, если выкупаться между утреней и обедней, пройдут все болезни. Этот обычай сохранился среди нашего народа и по настоящее время.

          Одним из самых религиозных представлений человечества была вера в благодетельных духов ключей и источников. В России источники часто считаются святыми, на места их выхода ставятся часовни. Особенным почитанием издавна пользуются целебные источники, благотворное действие которых приписывалось не естественным свойствам воды, а таинственному существу — духу ключа. Тот, кто хотел исцелиться, должен был прежде всего умилостивить божество, и отсюда возник обычай бросать в источник маленькие предметы высокой ценности: серебряные монеты, иголки, кольца й т. д. Чудодейственными и священными считались в народной традиции источники, стекающие с гор или бьющие из-под камней, из-под корней старых деревьев, а также «громовые» источники. По русским поверьям, «громовые» или «гремячие» источники появлялись от удара в землю грома. Обнаружив такие пробившиеся из земли новые ключи, крестьяне ставили рядом с ними часовни с образами. К таким источникам ходили больные в надежде на исцеление, здоровые — с целью предохранения себя от болезней. Во многих славянских лечебных заговорах встречаются образы ключевой воды (быстрых потоков), как средства «смывания» грехов и болезней или очищения от

          'Вода в жизни человека

          скверны. Целебные свойства приписывались родниковой воде в связи с тем, что она якобы вытекает из святого первоисточника; болгары называли его «материнский источник».