Анонимный конкистадор «Рассказ о некоторых вещах Новой Испании и великом городе Теместитане, Мехико». Перевод на англ. яз. Маршалл Г. Савиль, 1917 год. Редакция Александр Ф. Кристенсен. Английская версия — FAMSI. Перевод с англ. яз. на русс. яз. — Sam, 2007 г. / http://www.indiansworld.org/conquistador.html
Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Династическая история Йокиба во второй половине VIII в. // Вопросы эпиграфики. Выпуск 7. Часть 1. / Отв. ред. А. Г. Авдеев. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2013.
Ершова Г. Г., Беляев Д. Д. Взбивая пену шоколада: Какао в Древней Америке. 2012. Изд-во Этерна, Москва.
Берналь Диас дель Кастильо. «Правдивая история завоевания Новой Испании». М. Форум. 2000. Егоров Д. Н. 1924; Захарьян А. Р. 2000 / http://www.vostlit.info
Эрнан Кортес, Второе послание императору Карлу V. Лысенко Е. М. 2000 © Академический проект. 2000. Сетевая версия — Тhietmar. 2004 / http://www.vostlit.info
Бернардино де Саагун, Куприенко С. А. Общая история о делах Новой Испании. Книги X — XI: Познания астеков в медицине и ботанике / Ред. и пер. С. А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С. А., 2013. — 218 с. — (Месоамерика. Источники. История. Человек). — ISBN 978—617—7085—07—1.
Ланда Д. Сообщение о делах в Юкатане. Перевод со староиспанского, вводная статья и примечания Ю. В. Кнорозова. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1955. — C. 142—143. URL: http://www.indiansworld.org/pirshestva-muzyka-i-tancy.html
Памятная записка из Солола или Текпан-Атитлан, называемая также ЛЕТОПИСЬ КАКЧИКЕЛЕЙ. Перевод Талах В. Н. 2009 / http://www.indiansworld.org/pamyatnaya-zapiska-iz-solola-ili-tekpan-atitlan-nazyvaemaya-takzhe-letopis-kakchikeley.html
Пополь-Вух. Родословная владык Тотоникапана. Перевод с языка киче Р. В. Кинжалова. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1959. — С. 38—39. URL: http://www.indiansworld.org/popolvuh1.html
Полюхович Ю. Ю. Полiтико-династична iсторiя держави майя Баакаль за матеріалами корпусу епіграфічних джерел Паленке (Лакамха»): дис. … кандидата іст. наук: 07.00.03. — Київ, 2012.
Помар, Хуан Баутиста де. Сообщение из Тескоко / под ред. В. Талаха. — К.: xxxxxx, 2011. — 69 с. ISBN 978—966-XXXX — XX — X. В. Талах, 2011, перевод, комментарии. А. Скромницкий, 2011, редактирование, оформление, комментарии.
Рабиналь-Ачи в переводе Кинжалов Р. В. / http://www.indiansworld.org/rabinal.html
Талах В. Н. «Обезьяна Кортеса. Педро де Альварадо в землях майя и пипилей», 2016 / http://www.indiansworld.org/obezyana-kortesa-pedro-de-alvarado-v-zemlyah-mayya-i-pipiley.html
Таубе, Карл. «Мифы ацтеков и майя». Пер. с англ. К. Ткаченко, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 112 с.: ил. / http://www.indiansworld.org/myth_taube0.html
Торибио де Бенавенте [Мотолиниа]. История индейцев Новой Испании. Фрагмент I. Хроники открытия Америки. Книга I. М. Академический проект. Лысенко Е. М. 2000 / http://vostlit.info
«Книги Чилам Балам» / http://www.indiansworld.org/chilam.html
Кодекс Мальябекки / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко. — К.: Видавець Купрієнко С. А., 2013. / https://ru.scribd.com/document/178023770/Кодекс-Мальябекки
Кодекс Мендоса / Ред. С. А. Куприенко, В. Н. Талах. — К.: Видавець Купрієнко С. А., 2013
Acosta, Jose de (2002). The Natural and Moral History of the Indies. Edited by Jane Mangan; translated by Frances Lopez-Morillas. Durham, NC: Duke University Press. ISBN 978—0—8223—2845—2
Acosta, J. (1604) The Naturall and Morall Historie of the East and West Indies. Intreating of the Remarkeable Things of Heaven, of the Elements, Metals, Plants and Beasts… Printed by Val. Sims for Edward Blount and William Aspley, London, UK.
Manuel Aguilar-Moreno, «The Good and Evil of Chocolate in Colonial Mexico» in «Chocolate in Mesoamerica. A Cultural History of Cacao» ed. C. L. McNeil. 2006.
Aguilera, C 1985, Flora y Fauna Mexicana: Mitologia y Tradiciones, University of Texas, Mexico.
Pedro de Alvarado. AN ACCOUNT OF THE CONQUEST OF GUATEMALA IN 1524 BY PEDRO DE ALVARADO. Edited by Sedley J. Mackie. With a Facsimile of the Spanish Original, 1525. Hardcover — 1924
Badianus Manuscript. See De la Cruz, M. et al. (1552).
Laura Caso Barrera and Mario Aliphat F., «The Itza Maya Control over Cacao. Politics, Commerce, and War in the Sixteenth and Seventeenth Centuries» in «Chocolate in Mesoamerica. A Cultural History of Cacao» ed. C. L. McNeil. 2006.
Basil G.D. Bartley, The Genetic Diversity of Cacao and its Utilization. 2005
Beliaev D., Davletshin A., Tokovinine A. Sweet Cacao and Sour Atole: Mixed Drinks on Classic Maya Ceramic Vases // Pre-Columbian Foodways: Interdisciplinary Approaches to Food, Culture, and Markets in Ancient Mesoamerica / Ed. by J.E. Staller and M. Carrasco. — New York: Springer, 2010.
Nathaniel Bletter and Douglas C. Daly. «Cacao and Its Relatives in South America» in «Chocolate in Mesoamerica. A Cultural History of Cacao», ed. Cameron L. McNeil. 2006.
Daniel G. Brinton. The Gueguence; A Comedy Ballet in the Nahuatl-Spanish Dialect of Nicaragua. 1883. // URL: https://www.gutenberg.org/files/40559/40559-h/40559-h.htm
Cardenas, J. (1591/1945) Problemas y Secretos Maravillosos de las Indias (Marvelous Problems and Secrets of the Indies.). Ediciones Cultura Hispanica, Madrid, Spain.
Carrasco R., Cordeiro M. The Murals of Chiik Nahb Structure Sub 1—4, Calakmul, Mexico // Maya Archaeology 2 / Ed. by C. Golden, S. Houston, and J. Skidmore. — San Francisco: Precolumbia Mesoweb Press, 2012.
Carmack, R., & Salgado Gonzalez, S. (2006). A WORLD-SYSTEMS PERSPECTIVE ON THE ARCHAEOLOGY AND ETHNOHISTORY OF THE MESOAMERICAN/LOWER CENTRAL AMERICAN BORDER. Ancient Mesoamerica, 17 (2), 219—229. doi:10.1017/S095653610606007X
Carter N. Once and Future Kings: Classic Maya Geopolitics and Mythic History on the Vase of the Initial Series from Uaxactun // The PARI Journal. — 2015. — Vol. 15, No. 4. — P. 1—15. URL: http://www.precolumbia.org/pari/journal/archive/PARI1504.pdf
Charles R. Clement, Michelly de Cristo-Araujo, Geo Coppens d’Eeckenbrugge, Alessandro Alves Pereira and Doriane Picanco-Rodrigues (2010), «Origin and Domestication of Native Amazonian Crops». Diversity, 2, 72—106 doi:10.3390/d2010072 / www.mdpi.com/journal/diversity
Closs, M 2000, «Mesoamerican Mathematics’, in H Selin (ed), Mathematics Across Cultures: The History of Non-Western Mathematics, Kluwer Academic Publishers, Great Britain, pp. 205—238.
Codex Mendoza: Four-Volume Set. Frances F. Berdan, Patricia Rieff Anawalt. University of California Press, 1992
Coe M. Maya Scribe and His World. — New York: Grolier Club, 1973.
Coe, Sophie D. «America’s First Cuisines». 2005.
Coe, SD & Coe, MD 1996, The True History of Chocolate, Thames and Hudson, New York.
Crown P, Wills WH (2003) Modifying pottery and kivas at Chaco: Pentimento, restoration, or renewal? Am Antiquity 68
De la Cruz, M., Whitkus, R., Gomez-Pompa, A. & Mota-Bravo, L. (1995) Origins of cacao cultivation. Science 375: 542—543.
Dillinger, TL, Barriga, P, Escarcega, S, Jimenez, M, Lowe, DS, & Grivetti, LE 2000, «Food of the Gods: Cure for Humanity? A Cultural History of the Medicinal and Ritual Use of Chocolate’, The Journal of Nutrition, vol. 130, no. 8S, pp. 2057S-2072S. / http://www.jn.nutrition.org
Dorothy K. Washburn et al. (2014) Chemical analysis of cacao residues in archaeological ceramics from North America: considerations of contamination, sample size and systematic controls / http://dx.doi.org/10.1016/j.jas.2014.07.011
Dufour, P. S. (1685) The Manner of Making of Coffee, Tea, and Chocolate as it Is Used in Most Parts of Europe, Asia, Africa, and America, with Their Vertues. William Crook, London, UK.
Duran, D 1971, Book of the Gods and Rites and the Ancient Calendar, trans. F Horcasitas and D Heyden, University of Oklahoma Press, Norman, Oklahoma.
Duran, D 1994, The History of the Indies of New Spain, trans. D Heyden, University of Oklahoma Press, Norman, Oklahoma.
Durand-Forest, J 1967, «El Cacao Entre Los Aztecas’, Estudios de Cultura Nahuatl, vol.7, pp. 155—181.
Elferink, JGR 1988, «Some Little-Known Hallucinogenic Plants of the Aztecs’, Journal of Psychoactive Drugs, vol. 20, no. 4, pp. 427—435.
William R. Fowler, «Cacao Production, Tribute, and Wealth in Sixteenth-Century Izalcos, El Salvador» in «Chocolate in Mesoamerica. A Cultural History of Cacao» ed. C. L. McNeil. 2006.
Betty Bernice Faust, Javier Hirose Lopez, «Cacao in the Yukatek Maya Healing Ceremonies of Don Pedro Ucan Itza» in «Chocolate in Mesoamerica. A Cultural History of Cacao» ed. C. L. McNeil. 2006.
Janine Gasco, «Soconusco Cacao Farmers Past and Present. Continuity and Change in an Ancient Way of Life» in «Chocolate in Mesoamerica. A Cultural History of Cacao» ed. C. L. McNeil. 2006.
Gauge, T. (1648) The English American: His Travail by Sea; or a New Survey of the West Indies Containing a Journall of Three Thousand Three Hundred Miles within the Main Land of America. With a Grammar or Some Few Rudiments of the Indian Tongue Called Poconchi or Pocoman. Printed by R. Cotes, London.
Gomez-Pompa, A., Salvador Flores, J. & Aliphat Fernandez, M. (1990) The sacred cacao groves of the Maya. Latin Am. Q. 1: 247—257
Grube N. Cacao — The Beverage of the Gods // Maya: Divine Kings of the Rain Forest / Ed. by N. Grube. — Koln: Konemann Verlagsgesellschaft, 2001.
Grube N. The Primary Standard Sequence on Chochola Style Ceramics // The Maya Vase Book: A Corpus of Rollout Photographs of Maya Vases, Volume 2 / Ed. by J. Kerr. — New York: Kerr Associates, 1990.
Guerrero, AM 2009, «Ek Chuah, Deidad Identificada Principalmente por Fuentes Coloniales del Centro de Mexico: Similitudes Iconograficas, XXII Simposio de Investigaciones Arqueologicas en Guatemala, pp. 1193—1199.
Hall, GD, Tarka Jr., SM, Hurst, WJ, Stuart, D & Adams REW 1990, «Cacao Residues in Ancient Maya Vessels from Rio Azul, Guatemala’, American Antiquity, vol. 55, no. 1, 138—143.
Head, B. (1903). The Food of the Gods: A Popular Account of Cocoa. R. Brimley Johnson, London.
Henderson, JS, Joyce, RA, Hall, GR, Hurst, WJ, & McGovern, PE 2007, «Chemical and Archaeological Evidence for the Earliest Cacao Beverages’, Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 104, no. 48, pp. 18937—18940.
John S. Henderson and Rosemary A. Joyce, «Brewing Distinction. The Development of Cacao Beverages in Formative Mesoamerica» in «Chocolate in Mesoamerica. A Cultural History of Cacao» ed. C. L. McNeil. 2006.
Houston S. Painted Vessel // Ancient Maya Art at Dumbarton Oaks / Ed. by J. Pillsbury, M. Doutriaux, R. Ishihara-Brito, and A. Tokovinine. — Washington D.C.: Dumbarton Oaks, 2012.
Hernandez, F. (1577/1942). Historia de las Plantas de la Nueva Espana. Imprenta Universitaria, Mexico City, Mexico.
Hurst J., Tarka S., Powis T. et al. Cacao Usage by the Earliest Maya Civilization // Nature. — 2002. — Vol. 418.
Lopez de Gomara, F. (1552/1964) Corte? s: The Life of the Conqueror by His Secretary (from the Istoria de la Conquista de Mexico). University of California Press, Berkeley, CA.
Hughes, W. (1672) The American Physitian, or A Treatise of the Roots, Plants, Trees, Shrubs, Fruit, Herbs etc. Growing in the English Plantations in America: Describing the Place, Time. Names, Kindes, Temperature, Vertues and Uses of Them, either for Diet, Physick, etc. whereunto Is Added a Discourse of the Cacao-Nut-Tree, and the Use of its Fruit; with All the Ways of Making of Chocolate. The Like Never Extant Before. Printed by J. C. for William Crook the Green Dragon without Temple-Bar 1672, London, UK.
Hurtado, T. (1645) Chocolate y Tabaco Ayuno Eclesiastico y Natural: si este le Quebrante el Chocolate: y el Tabaco al Natural, para la Sagrada Comunion. Por Francisco Garcia, Impressor del Reyno. A Costa de Mauel Lopez, Mercador de Libros, Madrid, Spain.
Kufer, Y. (2005). Johanna Plants used as medicine and food by the Ch’orti’ Maya: Ethnobotanical Studies in Eastern Guatemala. Ph. D. thesis (Centre for Pharmacognosy and Phytotherapy), The School of Pharmacy, University of London.
Martin, CL 2006, «Cacao in Ancient Maya Religion: First Fruit from the Maize Tree and Other Tales from the Underworld’, in CL McNeil (ed), Chocolate in Mesoamerica: A Cultural History of Cacao, University Press of Florida, Gainesville, pp. 155—183.
Patricia A. McAnany и Satoru Murata, «From Chocolate Pots to Maya Gold. Belizean Cacao Farmers Through the Ages» in «Chocolate in Mesoamerica. A Cultural History of Cacao» ed. C. L. McNeil. 2006.
Elizabeth Moran. The Sacred as Everyday: Food and Ritual in Aztec Art.
Cameron L. McNeil, «Traditional Cacao Use in Modern Mesoamerica» in «Chocolate in Mesoamerica. A Cultural History of Cacao» ed. C. L. McNeil. 2006.
Oswaldo Chinchilla Mazariegos (2016), «Human Sacrifice and Divine Nourishment in Mesoamerica». Ancient Mesoamerica, 27 (2016), 361—375 / doi:10.1017/S0956536116000201
Martin S. Cacao in Ancient Maya Religion: First Fruit from the Maize Tree and other Tales from the Underworld // Chocolate in Mesoamerica: A Cultural History of Cacao / Ed. by C. L. McNeil. — Gainesville: University of Florida Press, 2006.
Martin S. Carved Bowl // Ancient Maya Art at Dumbarton Oaks / Ed. by J. Pillsbury, M. Doutriaux, R. Ishihara-Brito, and A. Tokovinine. — Washington D.C.: Dumbarton Oaks, 2012.
Martin S. Hieroglyphs from the Painted Pyramid: The Epigraphy of Chiik Nahb Structure Sub 1—4, Calakmul, Mexico // Maya Archaeology 2 / Ed. by C. Golden, S. Houston, and J. Skidmore. — San Francisco: Precolumbia Mesoweb Press, 2012. — P. 60—81.
McNeil C., Hurst J., Sharer R., The Use and Representation of Cacao During the Classic Period at Copan, Honduras // Chocolate in Mesoamerica: A Cultural History of Cacao / Ed. by C. L. McNeil. — Gainesville: University of Florida Press, 2006.
Miller M., Martin S. Courtly Art of Ancient Maya. — London — New York: Thames and Hudson, 2004.
Moreiras, DK 2010, «Thinking and Drinking Chocolate: The Origins, Distribution, and Significance of Cacao in Mesoamerica’, Honours thesis, University of British Columbia, Vancouver.
Nichols, DL, Elson, C, Cecil, LG, Neivens de Estrada, N, Glascock, MD & Mikkelsen, P 2009, «Chiconautla, Mexico: A Crossroads of Aztec Trade and Politics’, Latin American Antiquity, vol. 20, no. 3, pp. 443—472.
NEH Summer Institute for School Teachers, Oaxaca 2011, woman pouring cacao from the Tudela Codex, image, National Endowment for the Humanities http://whp.uoregon.edu/mesoinstitute/?page_id=759
Peredo, M. G. (1985) Medical Practices in Ancient America (Practicas Medicas en la America Antigua). Ediciiones Euroamericanas, Mexico City, Mexico.
Powis, TG, Hurst, WJ, del Carmen Rodriguez, M, Ortiz C., P, Blake, M, Cheetham, D, Coe, MD, & Hodgeson, JG 2008, «The Origins of Cacao Use in Mesoamerica’, Mexicon, vol. 30, pp. 35—38.
Powis, TG, Cyphers, A, Gaikwad, NW, Grivetti, L, & Cheong, K 2011, «Cacao Use and the San Lorenzo Olmec’, Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 108, no. 21, pp. 8595—8600. / www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.1100620108
Prufer, KM, & Hurst, WJ 2007, «Chocolate in the Underworld Space of Death: Cacao Seeds from an Early Classic Mortuary Cave’, Ethnohistory, vol. 54, no. 2, pp. 273—301.
Timothy W. Pugh, «Cacao, Gender, and the Northern Lacandon God House» in «Chocolate in Mesoamerica. A Cultural History of Cacao» ed. C. L. McNeil. 2006.
Reents-Budet D. The Social Context of Kakaw Drinking among the Ancient Maya // Chocolate in Mesoamerica: A Cultural History of Cacao / Ed. by C. L. McNeil. — Gainesville: University of Florida Press, 2006.
Redfield, Robert, and Alfonso Villa R. 1934 Chan Kom: A Maya Village. Publication No. 448. The Carnegie Institution, Washington, D.C.
Sahagun, B. (1590/1981) General History of the Things of New Spain. The School of American Research and The University of Utah Monographs of The School of American Research and The Museum of New Mexico, Santa Fe, NM.
Seawright Caroline (2012) Life, Death and Chocolate in Mesoamerica: The Aztecs and the Maya; Where did the Ritual Use of Cacao Originate?
Larry Steinbrenner, «Cacao in Greater Nicoya. Ethnohistory and a Unique Tradition» in «Chocolate in Mesoamerica. A Cultural History of Cacao» ed. C. L. McNeil. 2006.
Stuart D. Jade and Chocolate: Bundles of Wealth in Classic Maya Economics and Ritual // Sacred Bundles: Ritual Acts of Wrapping and Binding in Mesoamerica / Ed. by J. Guernsey, and K. Reilly. — Barnardsville, N.C.: Boundary End Archaeology Research Center, 2006.
Stone, A, and Kreft, L 2005, depiction of «Chocolate god» on bowl, image, http://www.lindakreft.com/Mesoamerica/cacao.htmlm, viewed 14 May 2012, LindaKreft.co
Stuart D. Hieroglyphs on Maya Vessels // The Maya Vase Book: A Corpus of Rollout Photographs of Maya Vases, Volume 1 / Ed. by J. Kerr. — New York: Kerr Associates, 1989.
Stuart D. The Language of Chocolate: References to Cacao on Classic Maya Drinking Vessels // Chocolate in Mesoamerica: A Cultural History of Cacao / Ed. by C. L. McNeil. — Gainesville: University of Florida Press, 2006.
Stuart D., MacLeod B., Martin S., Polyukhovich Y. Glyphs on Pots: Decoding Classic Maya Ceramics. Sourcebook for the 29th Maya Hieroglyphic Forum / Ed. by D. Stuart. Department of Art and Art History, University of Texas at Austin: Austin, 2005.
Stubbe, H. (1662) The Indian Nectar, or, a Discourse Concerning Chocolata: the Nature of the Cacao-Nut and the Other Ingredients of that Composition Is Examined and Stated According to the Judgement and Experience of Indian and Spanish Writers. J. C. for Andrew Crook, London, UK.
Taube K. The Major Gods of Yucatan: Schellhas Revisited // Studies in Pre-Columbian Art and Archaeology, No. 82. — Washington D.C.: Dumbarton Oaks, 1992.
Tokovinine A. People from a Place: Re-Interpreting Classic Maya Emblem Glyphs // Ecology, Power, and Religion in Maya Landscapes / Ed. by C. Isendahl and B. L. Persson. Acta Mesoamericana, Vol. 23. — Markt Schwaben, Verlag Anton Saurwein, 2011.
Tokovinine A. «It is his Image with Pulque»: Drinks, Gifts, and Political Networking in Classic Maya Texts and Images // Ancient Mesoamerica. — 2016. — Vol. 27, Issue 01.
Tokovinine A., Beliaev D. People of the Road: Traders and Travelers in Ancient Maya Words and Images // Merchants, Markets, and Exchange in the Pre-Columbian World / Ed. by K. G. Hirth and J. Pillsbury. — Washington D.C.: Dumbarton Oaks, 2013.
Torres, E. M. (1997) La Relacion Fraile-Ind?gena en Mexico: A Traves de Las Plantas. Tres Ejemplos: El Tabaco, El Cacao y Las Nopaleras. Archivum Fratrum Praedicatorum, Istituto Storico Domenicano, Rome, Italy. LXVII: 227—292.
Townsend, R. F. (1992) The Aztecs. Thames and Hudson, London, UK.
Vail, G 2009, «Cacao Use in Yucatan Among the Pre-Hispanic Maya’, in LE Grivetti and H-Y Shapiro (eds), Chocolate: History, Culture, and Heritage, John Wiley & Sons Inc., Hoboken, New Jersey, pp. 3—15.
Valverde Turices, Santiago (1624) Un Discurso del Chocolate. J. Cabrera, Seville, Spain.
Versenyi, A 1989, «Getting under the Aztec Skin: Evangelical Theatre in the New World’, New Theatre Quarterly, vol. 5, no. 19, pp. 217—226.
Wisdom, C. (1950). Materials on the Chorti Language. Microfilm Collection of Manuscripts on Mesoamerican Cultural Anthropology, no. 28. Chicago: University of Chicago.
Xian, M 2012, fragment of the shard from Paso de la Amada, image, C-Spot, viewed 14 May 2012, http://www.c-spot.com/atlas/historical-timeline/
Yaeger J., Brown K., Helmke C. et al. Two Early Classic Elite Burials from Buenavista del Cayo, Belize // Research Reports in Belizean Archaeology. — 2015.
В частности, в Никарагуа таким деревом чаще выступал Erythrina umbrosa Kunth.
В Месоамерике в виду отсутствия вьючных животных, хороших дорог и постоянного снабжения, крупномасштабные и длительные военные кампании были весьма затруднительны.
До других церемоний этого ритуала женщин не допускали. С мужским началом у лакандонов свяан алкогольный напиток бальче, приготовлением которого как раз и занимаются мужчины.
Как отметил Освальдо Чинчилья Масариегос, у майя такое колье в основном носили животные.
Амарант имел огромное ритуальное значение для ацтеков — во время различных церемоний из него изготовляли почитаемые образы богов, которые затем разбивали и поедали.
По поручению колониальных властей и опираясь главным образом на свидетельства старых индейцев, Хуан Баутиста де Помар (ок. 1535, Тескоко, Мексика — ок. 1590) составил так называемое «Сообщение из Тескоко», которое дошло до наших дней в неполной копии нач. XVII в.
Т. Гейдж был известным ценителем блюд. В своём путешествии он, кажется, испробовал все блюда Нового Света — от плодов саподиллы и гватемальской озёрной форели до дикобраза и даже одного индейского зелья с тошнотворным запахом.
Мокайя — это название, данное культуре археологами, которое на ранней форме языка михе-соке означает «народ кукурузы».
Софи Ко в книге «America’s First Cuisines» говорит, что взбиватели, молинильо, появились уже после конкисты.
В Гватемале приготовление алкогольных напитков запрещено.
Таблица дана по Cameron L. McNeil. «Traditional Cacao Use in Modern Mesoamerica».
Данная культура существовала 2500—5500 лет назад.
По переписи конца XVI века известно, что в Калуко было 1668 садов, в которых выращивали ок. 800 тысяч деревьев какао.
Майкл Э. Смит отмечал, что к выплачиваемой на регулярной основе ацтекскому государству дани больше подходит термин «налог».
Среди остальных выплачиваемых предметов выделяются ягуарьи шкуры, шкурки и перья птиц, а также драгоценности (янтарь, золото и жадеит), которые в данном регионе оказывались посредством торговли. Исследователи отмечают, что ацтеки часто прибегали к практике обязательной выплаты, казалось бы, не связанных с податными регионами товаров. Тем самым, в целях приобретения необходимых для выплат ацтекам предметов, провинции были просто вынуждены активно включаться в обширную месоамериканскую торговую сеть. Стоит ещё отметить, что у ацтеков торговля не регламентировалась государством — фактически ацтекская империя была государством с рыночной экономикой.
Кодекс Мендосы был создан анонимным автором приблизительно в это время — в 1547 году.
Свои позиции основного сельскохозяйственного продукта в регионе какао начинает терять с XIX века.
В данной главе в основном использованы материалы статьи Лари Стрейнбреннера «Cacao in Greater Nicoya. Ethnohistory and a Unique Tradition».
В каньоне Чако люди проживали на протяжении тысячи лет, при этом расцвет культуры пришёлся на X век. Пуэбло Бонито датируется 860—1128 гг. Проанализированные учёными осколки керамических сосудов по декоративному стилю соответствуют периоду 1000—1125 гг.
Слово «зелёный» здесь является переводом шошоуки (xoxouhqui), слова на языке науатль, которое действительно означает этот цвет, но также ещё используется для определения чего-то несозревшего, кислого.
В основу этой главы легли выдержки из научного труда ряда авторов, который в виде доклада был представлен на симпозиуме «Шоколад: современная наука исследует древнюю медицину», проведённого в Вашингтоне 19 февраля 2000 года / Dillinger, TL, Barriga, P, Escarcega, S, Jimenez, M, Lowe, DS, & Grivetti, LE 2000, «Food of the Gods: Cure for Humanity? A Cultural History of the Medicinal and Ritual Use of Chocolate’.
Драхма — мера веса, равная 1,772 г.
В основу данной главы легли материалы статьи J. Kufer, L. McNeil «The Jaguar Tree (Theobroma bicolor Bonpl.)» сборника «Chocolate in Mesoamerica. A Cultural History of Cacao» ed. C. L. McNeil.
Кофеина в обычном какао приблизительно в 10 раз меньше теобромина.
Упоминания о священных свёртках постоянно встречаются в исторических документах Месоамерики. Нет сомнений, что подобные реликвии были если не у всех, то у многих местных древних народов.
Как отмечается в книге Софи Ко «America’s First Cuisines», арахис предположительно родом из Боливии и появляется в Теуакане в 500 году. Однако для мексиканцев он не представлял интереса, хотя его и обозвали тлалькакауатлем, т.е. земляным какао.