Самая ранняя иконография какао в Америке, вероятно, происходит из Эквадора. Здесь в местечке Санта-Ана-Ла-Флорида (Самора Чинчипе) обнаружено изображение плода дерева какао, которому приблизительно 5300 лет. Относится оно к культуре Майо-Чинчипе-Мараньон12.
Древнейший изображающий плод дерева какао артефакт. Ок. 3300 до н. э. Фото: Francisco Valdez / IRD-France.
В Перу также есть древнейшее изображение плода какао — на 3000-летнем перуанском сосуде найдены элементы, напоминающие плод какао (однако было ли какао внутри этого сосуда пока ещё неизвестно).
Изображения какао часто можно встретить на монументальных скульптурах в различных месоамериканских городищах. Они встречаются на сосудах, курильницах и стелах. На стеле из городища Санта-Лусия-Коцумальуапа (побережье Тихого океана) изображена человеческая фигурка, приносящая в жертву плод какао, из которого, словно из человеческого сердца, брызжет жидкость.
У майя классического периода какао часто изображается с обезьянами, причём чаще всего это паукообразные обезьяны, но встречаются и другие виды, например, ревуны. Есть изображения обезьян с какао и на сосуде из южного Веракруса, а также на осколке сосуда с южного побережья Оахаки (здесь обезьяна на хвосте свисает с дерева какао).
На стенках знаменитого саркофага правителя Паленке К’инич-Ханаахб-Пакаля представлены десять фигур его предков, каждая на фоне плодового дерева, при этом дерево какао связано с матерью усопшего, царицей Иш-Сак-К’ук», и изображено дважды. Исследователями этот мотив интерпретируется по-разному. Л. Шиле и Д. Фрейдель связывали изображения деревьев на саркофаге с представлениями индейцев о том, что плоть погребённого превращается в дерево, вырастающее из его могилы (такие верования известны, например, у цутухилей в горной Гватемале). С другой стороны, В. Талах полагает, что изображенные деревья произрастают в майяском «раю» (о таком «рае» с «изобилием еды и питья великой сладости» упоминает Д. де Ланда) и их плодами питаются находящиеся там души умерших правителей.
На знаменитой фреске из Бонампака (Комната 1, 791 г.), майяского города классического периода, также есть изображение какао, правда, не самих плодов, а преподнесённого правителю дара или дани. У его трона расположены несколько мешков с какао-бобами, подписанные 5 pih kakaw, «пять раз по восемь тысяч (бобов) какао», то есть сорок тысяч бобов.
Зафиксированы изображения какао и в христианских архитектурных памятниках — так, в монастыре ордена августинцев «La Purificacion y San Simon» в Малиналько можно увидеть фреску с деревом какао в центре. Для монахов-августинцев изображённые на стене мексиканские растения символизируют Райский сад, в то время, как ацтекским художникам, нарисовавшим сцену, обилие растений, скорее всего, напоминало древние храмы, где они совершали подношения из какао и других плодов и цветов.
Деталь фрески XVI века. Монастырь ордена августинцев «La Purificacion y San Simon» в Малиналько. Фото: Catedrales e Iglesias (flickr)