На текущий момент учёные сходятся во мнении, что местом появления дикого дерева какао нужно считать некий район в Амазонии, откуда оно распространилось на обширной территории от Мексики до южных границ Амазонии. Как именно дерево какао оказалось в Месоамерике остаётся дискуссионным вопросом. Возможно, человек принял в этом непосредственное или опосредованное участие, но утверждать это наверняка пока ещё рано.
Теоброма какао (слева направо): 1) Криолло; 2) Тринитарио; 3) Форастеро. Фото: Tamorlan.
До недавнего времени считалось, что у Теоброма какао существуют 2 подвида, различающихся между собой формами плодов и другими характеристикам: Криолло (T. cacao ssp. cacao L.) — распространён от северо-западной Южной Америки до Месоамерики; Форастеро (T. cacao ssp. sphaerocarpum) — распространён во всей Амазонии вплоть до северо-восточной части Южной Америки; существует также их гибрид Тринитарио (trinitario). При этом было определено место происхождения подвида Криолло в Южной Америке (ориентировочно в долинах рек Путумайо, Какета и верховьях реки Напо у склонов колумбийских и эквадорских Анд). До появления европейцев на континенте, Криолло произрастал в основном только в Центральной Америке, а Форастеро — в Южной. Поскольку семена у Криолло менее горькие (возможно, это произошло вследствие селекции), то и распространять его колонизаторы стали более активно. В то же время испанцы попытались сделать гибридное растение, чтобы вывести более продуктивное дерево какао (у Форастеро в сравнении с Криолло плодов больше и созревают они на 2 года раньше).
Молекулярно-генетические исследования определили чёткие различия между указанными подвидами. Несмотря на это, ряд учёных предлагают пересмотреть устоявшуюся картину. В опубликованном в 2010 году исследовании отмечаются 10 генетически отличных кластеров какао. При этом наибольшее генетическое разнообразие встречается в западной Амазонии, где зафиксированы семь групп, из которых три считаются традиционными культивируемыми видами какао: Криолло, Националь и Амелонадо. Криолло и Националь, вероятно, родом из эквадорской Амазонии, а Амелонадо вместе с группой какао из Французской Гвианы предположительно указывают на восточный регион Амазонии как район своего происхождения.
Географические центры генетического разнообразия культурных растений.
Отследить первичную доместикацию дикого растения весьма сложно. В случае с деревом какао существуют разные точки зрения на данный вопрос. По мнению одних исследователей, впервые его культивирование произошло в Месоамерике, другие ученые считают, что дерево одомашнили в Южной Америке, есть и те, кто говорит об одновременной доместикации в обоих регионах. Вопрос возможной доместикации какао в Южной Америке непосредственно в Амазонии не должен вызывать у читателей скепсис. Регион Амазонии у Анд считается одним из центров культивации растений на Американском континенте. Здесь важно отметить, что именно мы подразумеваем под доместикацией. Например, в Южной Америке нет свидетельств специального выращивания деревьев какао и изготовления напитка из его семян и мякоти. Тем не менее, очевидно использование мякоти его плодов человеком. Древний человек, испробовав плоды многих видов какао, определил наиболее вкусные и питательные для себя, невольно став их распространителем — например, взяв с собой в другое место вкусный плод какао. И если данное место вполне соответствует климатическим характеристикам, необходимым для нормального развития растения, то семена какао могли пустить корни, прорасти, а дерево прижиться и дать шанс возникновению сада. Таким образом и получалась селекция, а какао в дальнейшем могло уже самостоятельно распространиться в конкретном округе без помощи человека (дерево какао может расти и плодоносить без человеческого вмешательства), в том числе очутиться по ту сторону Анд.
У нас есть данные, что у проживавших в Амазонии племен вообще не было необходимости заниматься садоводством — известно, что сады с деревьями какао были в достаточном количестве по берегам рек и местные жители пользовались ими, не тратя сил на культивирование и прочие отнимающие время занятия. Первые колонисты не упоминали о какао, возможно, просто потому, что данное дерево было знакомо им под другим, местным названием. А вот те, кто уже был знаком с какао и его значимостью для Центральной Америки, весьма удивились, увидев в Амазонии огромные сады вдоль берегов рек. Так, в 1641 году отец Кристобаль Акунья составил отчёт о своём путешествии, совершённом двумя годами ранее. В 1639 году он сопровождал экспедицию одного испанца из Кито в Белем и вот как описал увиденное: «… берега рек были полностью усажены деревьями какао и порой, когда для лагеря отряда срубали деревья, лишь немногие из них не были теми деревьями, плоды которых так высоко ценят в Новой Испании и странах, где знают о шоколаде. Этот сорт какао очень прибылен — каждое дерево даёт ежегодный доход за вычетом расходов в размере девяти серебряных реалов. На данной реке тот же вид деревьев можно выращивать с лёгкостью, даже обладая минимумом знаний о садоводстве, поскольку сама природа заботится об изобилии его плодов».
Также следует отметить упоминания о некоей экспедиции, направленной Франсиско Писарро после покорения Инкской империи на исследование земли «Чунчос». Она проходила в 1538—1539 гг. под командованием Перансуреса де Кампо Редондо. Говорят, что тогда впервые в большом количестве были встречены на берегу деревья какао. Вероятно, участники экспедиции уже имели возможность в Центральной Америке узнать, чем ценны его плоды.
Одно ясно точно — в вопросах происхождения видов какао и их культивирования точку ставить ещё рано. Каждый год мы узнаём что-то новое и совершаем небольшой шаг вперёд. Дальнейшие генетические исследования должны будут подтвердить или опровергнуть отмеченные выше предположительные выводы.
Если же мы говорим о какао, подразумевая напиток из его семян и/или мякоти, тогда доместикация, как считается, происходила в Месоамерике — самые ранние и частые археологические свидетельства использования какао в качестве напитка относятся к этому региону. Там же его и стали выращивать в специальных садах, то есть собственно культивировать.
Однако и здесь не всё так однозначно. В 2013 году были сообщены некоторые результаты археологических работ эквадорских и французских исследователей в местечке Санта Ана-Ла Флорида (культура Майо-Чинчипе-Мараньон) в кантоне Паланда провинции Самора Чинчипе (Эквадор), по которым выходило, что какао-бобы там употребляли 5500 лет назад. Это стало известно после анализа ёмкостей, созданных народностью майо-чинчипе-мараньон.
Действительно ли история использования какао-бобов именно для приготовления напитков насчитывает почти 6-тысячелетнюю историю и произошёл ли первый случай приготовления напитка в Южной Америке, мы надеемся узнать из дальнейших исследований учёных. В то же время, весьма странно, что в Южной Америке культура потребления какао-напитка не получила дальнейшего развития.
Иное дело Месоамерика, где напитки из какао-бобов высоко ценились во всей культурно-географической области. История их употребления в этом регионе насчитывает, как минимум, четыре тысячелетия. Первые из них начали появляться ещё ок. 1900 года до н.э, однако когда и как это происходило, мы если и узнаем, то, вероятно, не скоро. Некоторые исследователи считают, что напиток из какао-бобов вообще является побочным следствием приготовления алкогольного напитка брожения из мякоти плода дерева какао. По их предположению, люди сначала научились готовить алкогольный напиток, что не лишено смысла, так как сделать это было довольно легко — достаточно оставить мякоть плода на некоторое время забродить.
Высушенные семена какао (не очищенные от кожуры). Фото: F Delventhal (flickr).
По данным Кэмпбелла и Кауфмана (1976) слово какао (ka-ka-w (a)) имеет михе-сокеанские корни, а его зарождение относит нас к 1500 году до н.э., когда на побережье Мексиканского залива проживали загадочные древние ольмеки. Быть однозначно уверенными в этом у нас пока полных оснований нет, т.к. вопрос происхождения данного слова сложен и неоднозначен, и существует альтернативная версия, в которой прослеживаются науасские корни. Так, В 2000 году Дакин и Вихманн опубликовали свою, альтернативную версию происхождения слова — из языка науатль, которое затем распространилось в других месоамериканских языках. В 2007 году Кауфман и Джастесон ещё раз попытались проследить происхождение слова какао, опровергая альтернативные выводы Дакин и Вихманн.
В 2008 году публике были представлены результаты исследования 117 сосудов из городищ побережья Мексиканского залива и Тихого океана (регион Соконуско), где проживали древние ольмеки и представители культуры Мокайя8. Мокайя являются одними из первых народов Месоамерики, перешедших к осёдлому образу жизни в ранний формативный период (около 1900—1700 гг. до н.э.) с появлением керамики и развитием сельского хозяйства. В одном керамическом коричневом ребристом сосуде типа Коричневый Байо, найденном поверх Строения 4 Маунда 6 фазы Барра (1900—1700 гг. до н.э.) в Пасо-де-ла-Амада, были обнаружены следы теобромина — маркера какао. Там же в Строении 4 Маунда 6 фазы Локона (1700—1500 гг. до н.э.) был найден черепок керамического сосуда, также содержавшего следы теобромина.
Не отставали от Мокайя и представители древней ольмекской цивилизации. В ольмекском поселении Сан-Лоренсо учёные отмечают непрерывное употребление какао с 1800 г. до н.э. и вплоть до упадка, который случился ок. 1000 гг. до н. э. Следы теобромина были обнаружены на осколках следующей посуды: 9 открытых мисок, 1 чаши (удобна для индивидуального употребления напитка) и 2 бутылей (удобны для хранения и подачи в них напитков). В данной посуде, скорее всего, присутствовал напиток из какао, однако был ли это жидкий шоколад, приготовленный из какао-бобов, или же напиток брожения из мякоти плода дерева Теобромин какао, остаётся пока невыясненным, поскольку технология не позволяет определять наличие алкоголя в керамике такого возраста. Было отмечено, что на сосудах ранних фаз, в которых содержался напиток какао, нет украшений и орнаментов. Обычно на сосудах, служивших для приготовления и хранения какао-напитков, украшений нет, в то время как на сосудах, из которых его употребляли, украшения и орнамент могли как присутствовать, так и отсутствовать.
Всего в Сан-Лоренсо в разных исторических фазах было обнаружено множество содержащих следы теобромина сосудов. Они относятся к различным типам посуды, что подразумевает широкий спектр деятельности, связанной с какао: от приготовления (в больших мисках, ковшах, кувшинах с горлышком и без) до подачи (в бутылях и больших мисках) и индивидуального употребления (в чашах и кубках). Отметим, что в более поздние исторические периоды и фазы развития Сан-Лоренсо появляются крупные сосуды, что может служить маркером возрастания роли какао-напитка для общества и/или увеличения количества социальных торжеств.
В Сан-Лоренсо были также найдены сосуды со следами теобромина в контексте уникального для ольмеков погребального элитного ритуала. Сверху одного захоронения были обнаружены осколки сотен сосудов вместе с расчленёнными останками жертв. Всё указывает на то, что здесь проводился постпогребальный обряд, в том числе с использованием сосудов, в которых было насыщенное содержание какао-напитков. Затем использованную во время праздника посуду могли намеренно разбить и поместить в верхнем слое захоронения.
Ещё у древних ольмеков отмечают присутствие следов какао на керамике типа Пятнистый Чайя из городища Эль-Манати. Найденный там черепок был когда-то элементом глубокой чаши с внешним украшением в виде широких горизонтальных красных полосок у основания и пятнистым или зубчатым орнаментом в верхней части. Контекст, в котором был найден осколок (а его обнаружили среди богатых предметов, таких как изящные керамические изделия, каменные ступы, зелёные камни и жадеитовые топоры, скульптуры из дерева, каучуковые мячи, различные растения и семена, а также кости черепах и оленей), подразумевает связь с ритуальной активностью в 1650—1500 гг. до н.э.
Фигурка Группы Паки (деталь) из региона Масатан (шт. Чьяпас), датируемая фазой Окос (1250—1100 гг. до н.э.). На теле фигурки изображены «растущие» плоды какао. Зарисовка Освальдо Чинчилья Масариегоса по Lesure 1997:236.
Обратим теперь внимание на район аллювиальной долины реки Улуа северного Гондураса, где находится древнее городище Пуэрто-Эскондидо. Данный регион известен под названием «колыбель шоколада» из-за плодородной почвы и превосходных условий для выращивания какао. Пуэрто-Эскондидо был постоянно заселён с 2000 года до н.э., по большей части сельскими жителями. Об этнической принадлежности людей, живших там во втором тысячелетии до нашей эры, ничего неизвестно. В 2007 году было выяснено, что в Пуэрто-Эскондидо в 1400—1100 гг. до н.э. тоже потребляли какао как в виде напитка, так и в твёрдом виде. При этом напиток был слабоалкогольным (содержание алкоголя около 5%), полученным путём брожения из мякоти плода дерева какао. Данные напитки обычно не такие густые и тёмные, как полученные из молотых какао-бобов.
В регионе Соконуско на тихоокеанском побережье мексиканского штата Чьяпас были обнаружены первые на текущий момент изображения какао в Месоамерике. Его плоды какао зафиксированы на керамических скульптурах со звериными головами или масками Группы Паки фазы Окос (1250—1100 гг. до н.э.).
В области майя индейцы также употребляли какао. Об этом свидетельствовали найденные бобы и их обжаренные фрагменты, а также изображения на керамике.
На территории современного Белиза индейцы майя разводили какао уже с 800 гг. до н. э. Об этом стало известно по обугленному куску какао-дерева, датированному 800—400 гг. до н. э. В 2002 году следы какао были обнаружены в найденных в гробницах 3-х керамических кувшинах с носиком из расположенного в северном Белизе городища Кольха — 2 сосуда датировались средним доклассическим периодом (ок. 600 г. до н.э.), а третий датировался поздним доклассическим периодом (400 гг. до н.э. — 250 гг. н.э.).
В 2012 году Национальный институт антропологии и истории Мексики сообщил о результатах анализа остатков на черепках глиняной посуды, найденной в начале нашего тысячелетия в местечке Пасо-дель-Мачо (Юкатан). Судя по одному черепку, который когда-то был тарелкой, а не сосудом, оказалось, что жители полуострова уже ок. 500 года до н.э. использовали какао в приправе, которая по консистенции походила на моле. На момент открытия это был первый случай нахождения древних следов отличной от какао-напитка консистенции. Следует отметить, что осколки керамики были найдены недалеко от поля для игры в мяч.
В классический период цивилизации майя какао играло видную роль в общественной жизни и выступало одним из маркеров высокого социального положения для представителей элиты. Употребление разнообразных вариантов пенного напитка какав являлось важнейшей составляющей торжественных церемоний и пиршеств, в ходе которых заключались или подтверждались союзы, происходил обмен дарами и предметами роскоши. Подробнее об этом смотрите в специальной главе.
В целом, можно отметить, что в тех местах Месоамерики, где климат благоприятствовал росту деревьев какао, индейцы довольно быстро и масштабно разбивали культивированные сады. Даже сейчас в непроходимых джунглях встречаются многочисленные реликтовые свидетельства некогда пышных садов какао-деревьев.